Моделирование здоровья — инновационная образовательная программа лечебного дела
https://doi.org/10.22416/1382-4376-2025-35-2-7-17
Аннотация
Цель: представить принципы построения и отличительные особенности инновационной образовательной программы по специальности «Лечебное дело» (профиль «Моделирование здоровья»), направленной на переориентацию подготовки врачей на проактивное сохранение здоровья и профилактику заболеваний.
Основные положения. Профиль «Моделирование здоровья» был внедрен в 2023 г. в Сеченовском Университете в ответ на необходимость сместить фокус работы врача с лечения уже имеющихся заболеваний на эффективное предотвращение развития патологических состояний у человека. Этот подход соответствует глобальной стратегии здравоохранения, направленной на поддержание здоровья населения и увеличение продолжительности жизни, свободной от хронических заболеваний. Программа призвана обеспечить студентов полным комплексом необходимых компетенций для сохранения здоровья пациентов и общества с использованием новейших достижений медицинской науки и технологий. Отличительными особенностями данной образовательной модели являются междисциплинарные модули, структурированные по органно-системному принципу с применением спирального подхода и принципов проблемно-ориентированного обучения, раннее погружение студентов в клиническую практику с первого курса, а также трансляция передовых научных знаний в учебный процесс через лабораторные практикумы. На старших курсах траектория обучения индивидуализируется и обучающиеся приобретают управленческие компетенции в сфере здравоохранения, проходя практику в федеральных и региональных медицинских организациях. Сеченовский университет стал первым вузом в России, реализовавшим подобную интегрированную программу на основе междисциплинарных модулей.
Заключение. Образовательная программа «Моделирование здоровья» является значительным шагом вперед в модернизации медицинского образования с упором на профилактическую медицину. Данная модель позволяет подготовить новое поколение врачей, ориентированных на сохранение здоровья как отдельных пациентов, так и общества в целом, и представляет интерес для преподавателей и администрации медицинских вузов, стремящихся совершенствовать образовательные программы в соответствии с современными вызовами мирового здравоохранения.
Об авторах
М. М. ЛитвиноваРоссия
Литвинова Мария Михайловна — кандидат медицинских наук, доцент, заместитель заведующего кафедрой медицинской генетики по научной работе, руководитель образовательных программ Института клинической медицины им. Н.В. Склифосовского, ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Министерства здравоохранения Российской Федерации
119435, г. Москва, ул. Россолимо, 11, стр. 2
М. С. Хамидулина
Россия
Хамидулина Марианна Сергеевна — специалист по учебно-методической работе Института клинической медицины им. Н.В. Склифосовского
119435, г. Москва, ул. Россолимо, 11, стр. 2
Т. М. Литвинова
Россия
Литвинова Татьяна Михайловна — кандидат фармацевтических наук, доцент, проректор по учебной работе
119435, г. Москва, ул. Большая Пироговская, 2, стр. 4
Ю. А. Лутохина
Россия
Лутохина Юлия Александровна — доктор медицинских наук, профессор кафедры факультетской терапии № 1, заместитель директора по учебной и клинической работе Института клинической медицины им. Н.В. Склифосовского
119435, г. Москва, ул. Б. Пироговская д 6, стр 1
Е. Н. Дудник
Россия
Дудник Елена Николаевна — кандидат биологических наук, доцент кафедры нормальной физиологии Института клинической медицины им. Н.В. Склифосовского
125009, г. Москва, ул. Моховая, 11, стр. 4
Н. В. Киреева
Россия
Киреева Наталья Викторовна — кандидат медицинских наук, доцент кафедры поликлинической терапии Института клинической медицины им. Н.В. Склифосовского
119333, г. Москва, ул. Фотиевой, 10
К. В. Ивашкин
Россия
Ивашкин Константин Владимирович — доктор медицинских наук, профессор кафедры пропедевтики внутренних болезней, гастроэнтерологии и гепатологии Института клинической медицины им. Н.В. Склифосовского
119435, г. Москва, ул. Погодинская, 1, стр. 1
Б. А. Волель
Россия
Волель Беатриса Альбертовна — доктор медицинских наук, профессор кафедры психиатрии и психосоматики, директор Института клинической медицины им. Н.В. Склифосовского
119992, г. Москва, ул. Россолимо, 11, стр. 2
Список литературы
1. Сучков С.В., Абэ Х., Антонова Е.Н., Барах П., Величковский Б.Т., Галагудза М.М. и др. Персонализированная медицина как обновляемая модель национальной системы здравоохранения. Часть 1. Стратегические аспекты инфраструктуры. Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2017;62(3):7–14. DOI:1027-4065-2017-62-3-7-14
2. Chang A.Y., Skirbekk V.F., Tyrovolas S., Kassebaum N.J., Dieleman J.L. Measuring population ageing: An analysis of the Global Burden of Disease Study 2017. Lancet Public Health. 2019;4(3):e159–67. DOI: 10.1016/S2468-2667(19)30019-2
3. GBD 2017 Disease and Injury Incidence and Prevalence Collaborators. Global, regional, and national incidence, prevalence, and years lived with disability for354 diseases and injuries for 195 countries and territories, 1990–2017: A systematic analysis for the Global Burden of Disease Study 2017. Lancet. 2018;392(10159):1789–858. DOI:10.1016/S0140-6736(18)32279-7
4. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от 5 февраля 2016 г. № 164-р).
5. Национальный проект «Демография» (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам; протокол № 16 от 24 декабря2018 г.).
6. Государственная программа «Развитие здравоохранения» (Постановление Правительства Российской Федерации № 1640 от 26 декабря 2017 г.).
7. Приказ Министерства здравоохранения РФ № 1177н от 29 октября 2020 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления профилактики неинфекционных заболеваний и проведения мероприятий по формированию здорового образа жизни в медицинских организациях».
8. Лутохина Ю.А., Гончарова Е.В., Павлов Ч.С., Литвинова Т.М., Волель Б.А. Междисциплинарный консилиум как оптимальный способ интеграции клинических дисциплин и развития исследовательского мышления. Медицинское образование и профессиональное развитие. 2024;15(1):8–23. DOI: 10.33029/2220-8453-2024-15-1-8-23
9. Panda M., Panda S., Nanda S., Panda M., Garabadu S. Traditional teaching versus integrated teaching in undergraduate medical curriculum, a comparative study. Annals of International Medical and Dental Research. 2019;5(5):5–6. DOI: 10.21276/aimdr.2019.5.5.AT1
10. Abbas S., Sadiq N., Zehra T., Ullah I., Adeeb H. Comparison of performance of undergraduate medical students trained in conventional and integrated curriculums. International Journal of Academic Medicine. 2022;8(2):109–15. DOI:10.4103/ijam.ijam_112_21
11. Maizes V., Schneider C., Bell I., Weil A. Integrative medical education: Development and implementation of a comprehensive curriculum at the University of Arizona. Acad Med. 2002;77(9):851–60. DOI: 10.1097/00001888-200209000-00003
12. Bandaranayake R.C. The integrated medical curriculum. CRC Press, 2022.
13. Lugg W. The biopsychosocial model — history, controversy and Engel. Australas Psychiatry. 2022;30(1):55–9. DOI:10.1177/10398562211037333
14. Snyman W.D., Kroon J. Vertical and horizontal integration of knowledge and skills — a working model. Eur J Dent Educ. 2005;9(1):26–31. DOI: 10.1111/j.1600-0579.2004.00355.x
15. Kapitonova M.Y., Gupalo S.P., Dydykin S.S., Vasil’ev Yu.L., Mandrikov V.B., Klauchek S.V., et al. Is it time for transition from the subject-based to the integrated preclinical medical curriculum? Russian Open Medical Journal. 2020;9(2):e0213. DOI: 10.15275/rusomj.2020.0213
16. Fraser S., Wright A.D., van Donkelaar P., Smirl J.D. Cross-sectional comparison of spiral versus block integrated curriculums in preparing medical students to diagnose and manage concussions. BMC Med Educ. 2019;19(1):17. DOI:10.1186/s12909-018-1439-0
17. Бордовский С.П., Волчкова Е.А., Романова Ю.А., Панченко А.А., Лутохина Ю.А., Рубцов М.А. и др. Индивидуальная образовательная траектория как инструмент формирования предпринимательских компетенций у студентов медицинского вуза. Медицинское образование и профессиональное развитие. 2024;15(3):8–20. DOI: 10.33029/2220-8453-2024-15-3-8-20
18. Dornan T., Littlewood S., Margolis S.A., Scherpbier A., Spencer J., Ypinazar V. How can experience in clinical and community settings contribute to early medical education? A BEME systematic review. Med Teach. 2006;28(1):3–18. DOI: 10.1080/01421590500410971
19. Tayade M.C., Latti R.G. Effectiveness of early clinical exposure in medical education: Settings and scientific theories — Review. J Educ Health Promot. 2021;10:117. DOI: 10.4103/jehp.jehp_988_20
20. Павлов Ч.С., Ковалевская В.И., Литвинова Т.М., Волель Б.А. Модели медицинского образования: исторические аспекты, современное состояние, проблемы. Медицинская этика. 2022;3:44–50. DOI: 10.24075/medet.2022.051
21. Павлов Ч.С., Ковалевская В.И., Киреева Н.В., Дудник Е.Н., Воронова Е.И., Литвинова Т.М. и др. Образовательные приоритеты и программы развития исследовательских компетенций в науко-ориентированном медицинском образовании. Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2022;21(4S):3481. DOI: 10.15829/1728-8800-2022-3481
22. Assessment methods in medical education. Int J Health Sci (Qassim). 2008;2(2):3-7.
23. Tauber S.K., Thakkar V.J., Pleshek M.A. How does the type of expected evaluation impact students’ self-regulated learning? Journal of Applied Research in Memory and Cognition. 2022;11(1):106–19.
24. Pernar L.I.M., Askari R., Breen E.M. Oral examinations in undergraduate medical education — What is the 'value added' to evaluation? Am J Surg. 2020;220(2):328–33. DOI: 10.1016/j.amjsurg.2019.12.031
Дополнительные файлы
Рецензия
Для цитирования:
Литвинова М.М., Хамидулина М.С., Литвинова Т.М., Лутохина Ю.А., Дудник Е.Н., Киреева Н.В., Ивашкин К.В., Волель Б.А. Моделирование здоровья — инновационная образовательная программа лечебного дела. Российский журнал гастроэнтерологии, гепатологии, колопроктологии. 2025;35(2):7-17. https://doi.org/10.22416/1382-4376-2025-35-2-7-17
For citation:
Litvinova M.M., Khamidulina M.S., Litvinova T.M., Lutokhina Yu.A., Dudnik E.N., Kireeva N.V., Ivashkin K.V., Volel B.A. Health Modeling — An Innovative Educational Program for the General Medicine Specialty. Russian Journal of Gastroenterology, Hepatology, Coloproctology. 2025;35(2):7-17. https://doi.org/10.22416/1382-4376-2025-35-2-7-17

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 License.