Инновации медицинского образования в хирургии желудочно-кишечного тракта с использованием интерактивных анатомических столов
https://doi.org/10.22416/1382-4376-2024-1348-3547-1
Аннотация
Внедрение цифровых технологий в процесс обучения студентов медицинских вузов является новой парадигмой медицинского образования, так как высокие критерии, предъявляемые к оценке качества подготовки врача, требуют использования современных технологий в преподавании фундаментальных дисциплин, и в частности анатомии. Благодаря симуляционным техникам создаются условия моделирования и интеграции обучающегося в условия, приближенные к реальным, что повышает интерес и вовлеченность студентов в образовательный процесс, и, как следствие, выявляется субъективное улучшение процесса усвоения материала. Классическое образование на анатомическом материале не может полностью обеспечить массовое обучение студентов, так как биологический материал не подлежит восстановлению и быстро повреждается — этих недостатков лишены цифровые трехмерные модели.
Цель исследования: оценить эффективность цифровой диссекции в образовательной траектории по клинической анатомии с использованием интерактивных анатомических столов и потребность обучающихся в активном применении указанных пособий.
Материалы и методы. Были сформированы 4 группы студентов: 3 группы изучали материал на различных анатомических столах, 1-я группа — по классической методике. Для контроля эффективности учебного процесса перед началом обучения во всех группах проведено входное тестирование. По окончании занятий по отдельным темам участники выполняли выходное тестирование, а также анкетирование.
Результаты. Анализ результатов обучения свидетельствует о значимо большем усвоении материала в группах, где во время занятий использовались трехмерные анатомические комплексы. Выявлено субъективное улучшение процесса усвоения знаний среди обучающихся за счет большей вовлеченности в образовательный процесс и повышения интереса к инновационным методикам проведения занятий.
Заключение. Результаты обучения будут изучаться в динамике, что позволит выявить различия в качестве формирования общепрофессиональных и профессиональных компетенций и послужит основой для принятия решения о повсеместном рутинном применении анатомических столов в образовательной практике.
Об авторах
А. Д. КаштановРоссия
Каштанов Артем Денисович — врач, стажер-исследователь кафедры анестезиологии и реаниматологии Института клинической медицины им. Н.В. Склифосовского.
119991, Москва, Абрикосовский пер., 2
Е. О. Стецик
Россия
Стецик Егор Олегович — студент лечебного факультета.
191015, Санкт-Петербург, ул. Кирочная, 41
С. С. Дыдыкин
Россия
Дыдыкин Сергей Сергеевич — доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой оперативной хирургии и топографической анатомии Института клинической медицины им. Н.В. Склифосовского.
119992, Москва, ул. Россолимо, 15/13, стр. 1
О. В. Кытько
Россия
Кытько Олеся Васильевна — кандидат медицинских наук, доцент кафедры оперативной хирургии и топографической анатомии Института клинической медицины им. Н.В. Склифосовского.
119992, Москва, ул. Россолимо 15/13, стр. 1.
Е. М. Трунин
Россия
Трунин Евгений Михайлович — доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой оперативной и клинической хирургии с топографической анатомией им. С.А. Симбирцева.
191015, Санкт-Петербург, ул. Кирочная, 41
О. Ю. Алешкина
Россия
Алешкина Ольга Юрьевна — доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой анатомии человека.
410012, Саратов, ул. Большая Казачья, 112
А. Н. Лаврентьева
Россия
Лаврентьева Анастасия Николаевна — студентка лечебного факультета.
191015, Санкт-Петербург, ул. Кирочная, 41
А. Н. Андреева
Россия
Андреева Анастасия Николаевна — студентка лечебного факультета.
191015, Санкт-Петербург, ул. Кирочная
Д. С. Алексеева
Россия
Алексеева Дарья Сергеевна — студентка лечебного факультета.
191015, Санкт-Петербург, ул. Кирочная
А. А. Муратова
Россия
Муратова Александра Александровна — студентка лечебного факультета.
191015, Санкт-Петербург, ул. Кирочная, 41
А. Ю. Харина
Россия
Харина Анастасия Юрьевна — студентка лечебного факультета.
191015, Санкт-Петербург, ул. Кирочная, 41
В. В. Татаркин
Россия
Татаркин Владислав Владимирович — кандидат медицинских наук, доцент кафедры оперативной и клинической хирургии с топографической анатомией им. С.А. Симбирцева.
191015, Санкт-Петербург, ул. Кирочная, 41
А. С. Соколова
Россия
Соколова Анна Сергеевна — кандидат медицинских наук, ассистент кафедры оперативной и клинической хирургии с топографической анатомией им. С.А. Симбирцева.
191015, Санкт-Петербург, ул. Кирочная, 41
В. Н. Филатов
Россия
Филатов Владимир Николаевич — доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой общественного здоровья, экономики и управления здравоохранением.
191015, Санкт-Петербург, ул. Кирочная, 41
И. Л. Самодова
Россия
Самодова Инна Леонидовна — кандидат медицинских наук, доцент кафедры общественного здоровья, экономики и управления здравоохранением.
191015, Санкт-Петербург, ул. Кирочная, 41
Е. А. Макеева
Россия
Макеева Екатерина Александровна — кандидат медицинских наук, доцент кафедры анатомии человека, Научно-образовательно институт фундаментальной медицины им. В.И. Покровского.
105275, Москва, ул. Бориса Жигуленкова, 23
Е. С. Пекельдина
Россия
Пекельдина Евгения Сергеевна — старший преподаватель кафедры анатомии человека, Научно-образовательный институт фундаментальной медицины им. В.И. Покровского.
105275, Москва, ул. Бориса Жигуленкова, 23
М. Ю. Капитонова
Малайзия
Капитонова Марина Юрьевна — доктор медицинских наук, профессор, Малайзийский государственный университет.
Датук Мохаммад Муса, 94300, Кота-Самарахан, Саравак
Т. С. Бикбаева
Россия
Бикбаева Татьяна Сергеевна — кандидат медицинских наук, доцент кафедры анатомии человека.
410012, Саратов, ул. Большая Казачья, 112
И. А. Полковова
Россия
Полковова Ирина Александровна — кандидат медицинских наук, доцент кафедры мобилизационной подготовки здравоохранения и медицины катастроф.
410012, Саратов, ул. Большая Казачья, 112
Б. А. Волель
Россия
Волель Беатриса Альбертовна — доктор медицинских наук, профессор кафедры психиатрии и психосоматики, директор Института клинической медицины им. Н.В. Склифосовского.
119992, Москва, ул. Россолимо, 11, стр. 2
Т. М. Литвинова
Россия
Литвинова Татьяна Михайловна — кандидат фармацевтических наук, доцент, проректор по учебной работе.
119435, Москва, ул. Большая Пироговская, 2, стр. 4.
Е. Н. Дудник
Россия
Дудник Елена Николаевна — кандидат биологических наук, доцент кафедры нормальной физиологии Института клинической медицины им. Н.В. Склифосовского.
125009, Москва, ул. Моховая, 11, стр. 4
Н. В. Киреева
Россия
Киреева Наталья Викторовна — кандидат медицинских наук, доцент кафедры поликлинической терапии Института клинической медицины им. Н.В. Склифосовского.
119333, Москва, ул. Фотиевой, 10
К. В. Ивашкин
Россия
Ивашкин Константин Владимирович — доктор медицинских наук, профессор кафедры пропедевтики внутренних болезней, гастроэнтерологии и гепатологии Института клинической медицины им. Н.В. Склифосовского.
119435, Москва, ул. Погодинская, 1, стр. 1
Ю. Л. Васильев
Россия
Васильев Юрий Леонидович — доктор медицинских наук, профессор кафедры оперативной хирургии и топографической анатомии Института клинической медицины им. Н.В. Склифосовского.
119435, Москва, ул. Погодинская, 1, стр. 1
Список литературы
1. Bhat G.M., Bhat I.H., Shahdad S., Rashid S., Khan M.A., Patloo A.A. Analysis of feasibility and acceptability of an e-learning module in anatomy. Anat Sci Educ. 2022;15(2):376–91. DOI: 10.1002/ase.2096
2. Guy R., Byrne B., Dobos M. Optional anatomy and physiology e-learning resources: Student access, learning approaches, and academic outcomes. Adv Physiol Educ. 2018;42(1):43–9. DOI: 10.1152/advan.00007.2017
3. Иванова Н.В., Мурашов О.В., Прокофьев М.С. Использование "Anatomage table" для изучения вариантной анатомии. Вестник Новгородского государственного университета. 2020;4(120):13–6. DOI: 10.34680/2076-8052.2020.4(120).13-16
4. Искакова М.К., Ережепова Г.Н. Использование интерактивного стола Пирогова при обучении студентовстоматологов. Актуальные проблемы теоретической и клинической медицины. 2022;4:51–5. DOI: 10.24412/2790-1289-2022-4-5155
5. Abarca-Olivas J., González-López P., Fernández-Cornejo V., Verdú-Martínez I., Martorell-Llobregat C., Baldoncini M., et al. 3D stereoscopic view in neurosurgical anatomy: Compilation of basic methods. World Neurosurg. 2022;163:e593–609. DOI: 10.1016/j.wneu.2022.04.036
6. Vasil’ev Y.L., Dydykin S.S., Kashtanov A.D., Molotok E.V., Lyakisheva A.A., Kytko O.V., et al. A comparative analysis of lecturers’ satisfaction with Anatomage and Pirogov virtual dissection tables during clinical and topographic anatomy courses in Russian universities. Anat Sci Educ. 2023;16(2):196–208. DOI: 10.1002/ase.2248
7. Васильев Ю.Л., Иванов А.А., Смилык И.М., Каштанов А.Д., Кытько О.В. Диссекционные курсы как путь к изменению парадигмы современного комплексного обучения стоматологии. Клиническая стоматология. 2021;24(2):130–4. DOI: 10.37988/1811-153X_2021_2_130
8. Ghosh S.K. Cadaveric dissection as an educational tool for anatomical sciences in the 21st century. Anat Sci Educ. 2017;10(3):286–99. DOI: 10.1002/ase.1649
9. Lochner L., Wieser H., Waldboth S., Mischo-Kelling M. Combining traditional anatomy lectures with e-learning activities: How do students perceive their learning experience? Int J Med Educ. 2016;7:69–74. DOI: 10.5116/ijme.56b5.0369
10. Khan J., Baatjes K.J., Layman-Lemphane J.I., Correia J. Online anatomy education during the COVID-19 pandemic: Opinions of medical, speech therapy, and BSc Anatomy students. Anat Sci Educ. 2023;16(5):892–906. DOI: 10.1002/ase.2271
11. Saurabh M.K., Patel T., Bhabhor P., Patel P., Kumar S. Students’ perception on online teaching and learning during COVID-19 pandemic in medical education. Maedica (Bucur). 2021;16(3):439–44. DOI: 10.26574/maedica.2021.16.3.439
12. Yin S., Cai X., Wang Z., Zhang Y., Luo S., Ma J. Impact of gamification elements on user satisfaction in health and fitness applications: A comprehensive approach based on the Kano model. Comput Human Behav. 2022;128:107106. DOI: 10.1016/j.chb.2021.107106
13. van Gaalen A.E.J., Brouwer J., Schönrock-Adema J., Bouwkamp-Timmer T., Jaarsma A.D.C., Georgiadis J.R. Gamification of health professions education: A systematic review. Adv Health Sci Educ Theory Pract. 2021;26(2):683–711. DOI: 10.1007/s10459-020-10000-3
14. Ruiz J.G., Mintzer M.J., Leipzig R.M. The impact of E-learning in medical education. Acad Med. 2006;81(3):207– 12. DOI: 10.1097/00001888-200603000-00002
15. Alasmari W.A. Medical students’ feedback of applying the virtual dissection table (Anatomage) in learning anatomy: A cross-sectional descriptive study. Adv Med Educ Pract. 2021;12:1303–7. DOI: 10.2147/AMEP.S324520
16. Royer D.F., Kessler R., Stowell J.R. Evaluation of an innovative hands-on anatomy-centered ultrasound curriculum to supplement graduate gross anatomy education. Anat Sci Educ. 2017;10(4):348–62. DOI: 10.1002/ase.1670
17. Abdulrahman K.A.B., Jumaa M.I., Hanafy S.M., Elkordy E.A., Arafa M.A., Ahmad T., et al. Students’ perceptions and attitudes after exposure to three different instructional strategies in applied anatomy. Adv Med Educ Pract. 2021;12:607–12. DOI: 10.2147/AMEP.S310147
18. Jason D., Trammell A., Grant T. Informationists and nurse educators partner to integrate a virtual dissection table into a nursing curriculum. Med Ref Serv Q. 2021;40(4):437– 47. DOI: 10.1080/02763869.2021.1987812
19. Shi D., Walline J.H., Liu J., Yu X., Xu J., Song P.P., et al. An exploratory study of Sectra Table visualization improves the effectiveness of emergency bedside echocardiography training. J Ultrasound Med. 2019;38(2):363–70. DOI: 10.1002/JUM.14696
20. Kavvadia E.M., Katsoula I., Angelis S., Filippou D., Kavvadia E.M., Katsoula I., et al. The Anatomage table: A promising alternative in anatomy education. Cureus. 2023;15(8):e43047. DOI: 10.7759/cureus.43047
21. Шевченко Ю.А., Китаев В.М. «Ледяная анатомия» Н.И. Пирогова — прообраз современных лучевых изображений. Хирургия. Журнал им. Н.И. Пирогова. 2010;9:4–8.
22. Фомин Н.Ф. Вклад Н.И. Пирогова в оперативную хирургию и топографическую анатомию. Вестник Национального медико-хирургического центра им. Н.И. Пирогова. 2020;15(3–1):16–20. DOI: 10.25881/BPNMSC.2020.94.89.003
23. Дыдыкин С.С., Каган И.Г. Еще раз о важном и наболевшем (донация тел — когда?). Оперативная хирургия и клиническая анатомия (Пироговский научный журнал). 2020;4(3):4–5. DOI: 10.17116/operhirurg202040314
24. Wang J., Li W., Dun A., Zhong N., Ye Z. 3D visualization technology for learning human anatomy among medical students and residents: A metaand regression analysis. BMC Med Educ. 2024;24(1):461. DOI: 10.1186/s12909024-05403-4
25. Cappellen van Walsum A.V., Henssen D.J.H.A. E-learn ing three-dimensional anatomy of the brainstem: Impact of different microscopy techniques and spatial ability. Anat Sci Educ. 2022;15(2):317–29. DOI: 10.1002/ase.2056
26. Allen L.K., Eagleson R., de Ribaupierre S. Evaluation of an online three-dimensional interactive resource for undergraduate neuroanatomy education. Anat Sci Educ. 2016;9(5):431–9. DOI: 10.1002/ase.1604
27. Jayakumar N., Brunckhorst O., Dasgupta P., Khan M.S., Ahmed K. E-learning in surgical education: A systematic review. J Surg Educ. 2015;72(6):1145–57. DOI: 10.1016/J.JSURG.2015.05.008
28. Van Nuland S.E., Rogers K.A. The anatomy of E-Learning tools: Does software usability influence learning outcomes? Anat Sci Educ. 2016;9(4):378–90. DOI: 10.1002/ase.1589
29. Morichon A., Dannhoff G., Barantin L., Destrieux C., Maldonado I.L. Doing more with less: Realistic stereoscopic three-dimensional anatomical modeling from smartphone photogrammetry. Anat Sci Educ. 2024;17(4):864– 77. DOI: 10.1002/ase.2402
30. Ail G., Freer F., Chan C.S., Jones M., Broad J., Canale G.P., et al. A comparison of virtual reality anatomy models to prosections in station-based anatomy teaching. Anat Sci Educ. 2024;17(4):763–9. DOI: 10.1002/ase.2419
31. Kashtanov A., Molotok E., Yavorovskiy A., Boyar kov A., Vasil'ev Y., Alsaegh A., et al. A comparative cross-sectional study assessing the psycho-emotion al state of intensive care units' physicians and nurs es of COVID-19 hospitals of a Russian metropolis. Int J Environ Res Public Health. 2022;19(3):1828. DOI: 10.3390/ijerph19031828
32. Никитюк Д.Б., Каган И.И., Дыдыкин С.С., Заднипряный И.В., Васильев Ю.Л., Капитонова М.Ю. О втором издании Международной анатомической терминологии и ее русском эквиваленте. Оперативная хирургия и клиническая анатомия (Пироговский научный журнал). 2022;6(3):56–67. DOI: 10.17116/operhirurg2022603156
33. Seidlein A.H., Bettin H., Franikowski P., Salloch S. Gamified E-learning in medical terminology: The TERMInator tool. BMC Med Educ. 2020;20(1):284. DOI: 10.1186/s12909-020-02204-3
Рецензия
Для цитирования:
Каштанов А.Д., Стецик Е.О., Дыдыкин С.С., Кытько О.В., Трунин Е.М., Алешкина О.Ю., Лаврентьева А.Н., Андреева А.Н., Алексеева Д.С., Муратова А.А., Харина А.Ю., Татаркин В.В., Соколова А.С., Филатов В.Н., Самодова И.Л., Макеева Е.А., Пекельдина Е.С., Капитонова М.Ю., Бикбаева Т.С., Полковова И.А., Волель Б.А., Литвинова Т.М., Дудник Е.Н., Киреева Н.В., Ивашкин К.В., Васильев Ю.Л. Инновации медицинского образования в хирургии желудочно-кишечного тракта с использованием интерактивных анатомических столов. Российский журнал гастроэнтерологии, гепатологии, колопроктологии. 2024;34(5):17-31. https://doi.org/10.22416/1382-4376-2024-1348-3547-1
For citation:
Kashtanov A.D., Stetsyk E.O., Dydykin S.S., Kytko O.V., Trunin E.M., Aleshkina O.Yu., Lavrentieva A.N., Andreeva A.N., Alekseeva D.S., Muratova A.A., Kharina A.Yu., Tatarkin V.V., Sokolova A.S., Filatov V.N., Samodova I.L., Makeeva E.A., Pekeldina E.S., Kapitonova M.Yu., Bikbaeva T.S., Polkovova I.A., Volel B.A., Litvinova T.M., Dudnik E.N., Kireeva N.V., Ivashkin K.V., Vasil’ev Yu.L. Innovations in Medical Education in Gastrointestinal Surgery Using Interactive Anatomical Tables. Russian Journal of Gastroenterology, Hepatology, Coloproctology. 2024;34(5):17-31. https://doi.org/10.22416/1382-4376-2024-1348-3547-1

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 License.