РЕДАКЦИОННАЯ 
Цель публикации. Представить материалы форума «Депрескрайбинг ингибиторов протонной помпы и выбор оптимального препарата данной группы», который состоялся 29 сентября 2020 г. в Москве в рамках XXVI Объединенной Российской гастроэнтерологической недели.
Основные положения. В ходе работы форума были обсуждены вопросы оптимизации применения ингибиторов протонной помпы (ИПП) в лечении и профилактике кислотозависимых заболеваний, а также поражений верхних отделов желудочно-кишечного тракта (ЖКТ), вызванных приемом нестероидных противовоспалительных лекарственных средств (НПВП) и антитромбоцитарных препаратов. Отмечена важность стратегии депрескрайбинга — снижения при наличии показаний дозы ИПП, длительности приема и перевода пациентов с их постоянного приема на режим приема «по требованию». Выбор ИПП может лежать в основе оптимизации терапии кислозависимых заболеваний.
Выводы. ИПП продолжают занимать ведущее место в лечении кислотозависимых заболеваний и лекарственно-индуцированных поражений верхних отделов ЖКТ. При наличии показаний следует придерживаться стратегии депрескрайбинга ИПП. Неферментный путь метаболизма, высокий потенциал кислотосупрессии, стойкий антисекреторный эффект с 1-го дня терапии, а также наличие цитопротективного действия позволяют рекомендовать рабепразол (Париет®) для оптимизации терапии кислотозависимых заболеваний, в том числе для реализации стратегии депрескрайбинга.
ОБЗОРЫ 
Цель обзора. Обобщение отечественного и зарубежного опыта применения программы ускоренного восстановления (ПУВ) после радикальных операций на желудке по поводу рака.
Основные положения. В то время как ПУВ успешно применяется в колоректальной хирургии, единого мнения об эффективности и безопасности применения программы в хирургии верхних отделов желудочнокишечного тракта, и в частности хирургии рака желудка (РЖ), нет. Соблюдение рекомендаций общего характера широко применяется в клинической практике, однако соблюдение специфических для хирургии РЖ мероприятий распространено в меньшей степени. В представленном обзоре рассмотрены специфические для хирургии РЖ мероприятия: периоперационная нутритивная поддержка, хирургический доступ, раннее начало перорального питания, отказ от рутинной установки назогастральных и назоеюнальных зондов и дренажей, аудит результатов. К специфическим для хирургии РЖ мероприятиям необходимо отнести раннее выявление послеоперационных осложнений, и в частности несостоятельности эзофагоеюноанастомоза, как условие безопасного применения ПУВ и раннего начала перорального питания.
Заключение. Результаты исследований указывают на улучшение ближайших результатов хирургического лечения РЖ и повышение качества жизни пациентов при применении ПУВ. Влияние ПУВ на отдаленные результаты лечения в настоящий момент не изучено. Однако следует ожидать, что благодаря снижению числа и тяжести осложнений в раннем послеоперационном периоде ПУВ улучшает онкологические результаты лечения.
ОРИГИНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 
Цель исследования. Изучить особенности клинических проявлений, результатов лабораторных и инструментальных методов исследований у пациентов, инфицированных SARS-CoV-2, учитывая тяжесть и исход заболевания.
Материалы и методы. В исследование включены 92 пациента с подтвержденной коронавирусной инфекцией, в том числе 15 с летальными исходами, госпитализированные в Клинику пропедевтики внутренних болезней, гастроэнтерологии и гепатологии имени В. Х. Василенко Сеченовского Университета в апреле 2020 г. При анализе случаев учитывались демографические данные, наличие сопутствующих заболеваний, результаты компьютерной томографии (КТ) органов грудной клетки, лабораторные исследования (включая ПЦР-тесты на SARS-CoV-2-инфекцию, общий и биохимический анализ крови, коагулограмму), продолжительность заболевания.
Результаты. У пациентов, инфицированных SARS-CoV-2, как правило, выявляется лимфопения (р ≤ 0,001), лейкоцитоз, повышенный уровень нейтрофилов (р ≤ 0,05) и нейтрофильно-лимфоцитарного индекса (р ≤ 0,05), увеличение значений С-реактивного белка (р ≤ 0,05), ферритина (р ≤ 0,05), D-димера (р ≤ 0,05), фибриногена (р ≤ 0,05), изменение протромбинового времени (р ≤ 0,05) и МНО (р ≤ 0,05). При критическом течении коронавирусной инфекции объем поражения легочной ткани превышает 50 %, соответствуя КТ 3–4. Риски критического течения SARS-CoV-2-инфекции увеличиваются в старшей возрастной группе (р ≤ 0,001), связаны с мужским полом и наличием сопутствующих заболеваний: ожирением (р < 0,01), сахарным диабетом (р ≤ 0,001), гипертонической болезнью (р ≤ 0,001), ИБС (р ≤ 0,001), мерцательной аритмией (р < 0,05).
Заключение. Риски тяжелого и неблагоприятного течения коронавирусной инфекции значительно выше у коморбидных пациентов старшей возрастной группы.
Цель: определить вклад полиморфизма rs1799930 гена NAT2-590 G>A в развитие острого алкогольного панкреатита.
Материалы и методы. Образцы ДНК получены от 547 неродственных больных острым алкогольным панкреатитом и 573 неродственных индивидов без заболеваний желудочно-кишечного тракта. По результатам анкетирования выявлены лица, употреблявшие алкоголь более 200 мл в пересчете на этанол в неделю; 2 раза в неделю и более; с длительностью употребления алкоголя 10 лет и более. Генотипирование выполнено с помощью метода ПЦР с дискриминацией аллелей с помощью TaqMan-зондов.
Результаты. Ассоциаций изучаемого полиморфизма гена с риском развития острого алкогольного панкреатита не обнаружено, ассоциации полиморфизма rs1799930 гена NAT2-590 G>A с длительностью и частотой употребления алкоголя не обнаружено. Генотип G>A полиморфизма rs1799930 гена NAT2-590 G>A при употреблении алкоголя более 200 г в пересчете на этанол в неделю обладал повышенным риском развития острого алкогольного панкреатита (отношение шансов 2,16; 95 % доверительный интервал 1,13–4,12).
Заключение. Полиморфизм G/Ars1799930 гена NAT2-590 повышал риск развития ОП при употреблении алкогольных напитков более 200 г этанола в неделю.
Цель: изучить роль микроциркуляторных изменений печени при экспериментальном внепеченочном холестазе.
Материалы и методы. Эксперименты проведены на 48 белых беспородных крысах-самцах смешанной популяции. Крысам воспроизводили внепеченочный холестаз путем перевязки общего желчного протока.
Результаты. У животных с перевязкой общего желчного протока выявлены нарушения в системе периферического кровообращения печени. Изменения проявлялись комплексом внутрисосудистых, сосудистых и паравазальных изменений, нарушением ангиоархитектоники печени, заметным увеличением площади дистрофических поражений паренхимы в виде очагов постгеморрагической организации. Нарушения ангиоархитектоники приняли выраженный характер, что проявилось практическим разрушением строения печеночной паренхимы, увеличением площади «немых» зон, в которых полностью отсутствует кровоток.
Выводы. В результате эксперимента были обнаружены микроциркуляторные изменения печени, связанные с нарушением реологических свойств крови, а в последующем — с действием токсичных метаболитов нарушенного обмена веществ.
НАЦИОНАЛЬНАЯ ШКОЛА ГАСТРОЭНТЕРОЛОГИИ, ГЕПАТОЛОГИИ 
Цель обзора: рассмотреть возможные причины диареи у больных с инфекцией COVID-19.
Основные положения. Помимо респираторных симптомов, у пациентов с инфекцией COVID-19 могут наблюдаться и жалобы со стороны желудочно-кишечного тракта, среди которых ведущее место занимает диарея. Данные о ее частоте колеблются от 2 до 40 %. Причины возникновения диареи могут быть связаны с непосредственным взаимодействием вируса с рецепторами ангиотензин-превращающего фермента 2 (АСЕ2) слизистой оболочки кишечника, его влиянием на кишечную микробиоту, побочными эффектами проводимой терапии. Возможность диареи выступать в качестве ведущего клинического симптома коронавирусной инфекции затрудняет своевременную диагностику заболевания. Данные литературы о влиянии диареи на течение инфекции COVID-19 противоречивы.
Заключение: эпидемиологические и клинические аспекты данной проблемы требуют дальнейших исследований.
КЛИНИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ 
Цель. Представить клиническое наблюдение новой коронавирусной инфекции COVID-19, первым проявлением которой была боль в животе.
Основные положения. 80-летний пациент с нарастающей болью в эпигастрии и лихорадкой госпитализирован в хирургическое отделение, где исключен «острый живот», при компьютерной томографии (КТ) органов грудной клетки выявлены изменения по типу матового стекла двусторонней локализации, выписан. С подозрением на новую коронавирусную инфекцию госпитализирован в тяжелом состоянии в Клинику пропедевтики внутренних болезней, гастроэнтерологии и гепатологии имени В. Х. Василенко Сеченовского Университета. Методом полимеразной цепной реакции (ПЦР) выделена РНК возбудителя COVID-19. Установлен диагноз: новая коронавирусная инфекция COVID-19, тяжелой степени, внебольничная двусторонняя полисегментарная пневмония тяжелой степени, дыхательная недостаточность 1-й степени. Начата терапия азитромицином, гидроксихлорохином, эноксапарином подкожно. На 7-е сутки пребывания в клинике стала нарастать дыхательная недостаточность, при КТ органов грудной клетки прогрессирование — объем поражения составил 50–75 %, что потребовало назначения дексаметазона внутривенно с последующим снижением дозы и отменой, левофлоксацина. На фоне проводимой терапии боль в животе купирована, температура тела нормализовалась, уменьшился объем пораженной паренхимы. Пациент выписан на амбулаторное долечивание. Среди жалоб больных с SARS-CoV-2 — боль в животе, иногда требующая исключения острой хирургической патологии. Эти обстоятельства неизбежно приводят к потере времени оказания помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией и ухудшают прогноз из-за развития тяжелой пневмонии.
Заключение. Представлен гастроэнтерологический вариант клинического дебюта новой коронавирусной инфекции, главным симптомом которого была абдоминальная боль. В условиях сохраняющейся неблагоприятной эпидемиологической обстановки после исключения перитонеальных симптомов необходимо обследование на наличие SARS-CoV-2, а также пневмонию при COVID-19 даже при отсутствии респираторных жалоб.
Цель представления клинического наблюдения: продемонстрировать вариант течения диссеминированной меланомы кожи и эндоскопическую картину патогномоничных пигментированных метастазов меланомы в желудок.
Основное содержание. Пациентка 66 лет госпитализирована с жалобами на одышку, общую слабость, кашель и подозрением на внебольничную пневмонию. Пациентке выполнено комплексное обследование, включившее компьютерную томографию, согласно результатам которой заподозрено новообразование правого легкого с вторичными изменениями в органах груди и живота. При эзофагогастродуоденоскопии (ЭГДС) в кардии и теле желудка визуализированы множественные пигментированные пятна и выступающие в просвет бляшки черного цвета, что расценено как метастазы меланомы в желудок. Эндоскопическая верификация метастазов способствовала правильной постановке диагноза и выявлению первичной меланомы кожи.
Заключение. Симптомы метастазирования меланомы в желудочно-кишечный тракт (ЖКТ) неспецифичны, чаще всего выявление метастазов происходит при диссеминации процесса. При эндоскопии необходимо не только правильно верифицировать пигментированные поражения слизистой оболочки, но и помнить о вероятности развития непигментированных метастазов желудочно-кишечного тракта у пациентов с меланомой кожи в анамнезе.
КЛИНИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ РОССИЙСКОЙ ГАСТРОЭНТЕРОЛОГИЧЕСКОЙ АССОЦИАЦИИ 
Цель представления клинических рекомендаций, предназначенных для врачей-гастроэнтерологов, врачей общей практики и врачей-терапевтов, заключается в изложении современных методов диагностики и лечения запора.
Основное содержание. Выделяют первичный (функциональный) запор и вторичный запор, являющийся симптомом другого заболевания. Диагностика причин возникновения запора предполагает проведение колоноскопии (особенно пациентам старше 50 лет, имеющим «симптомы тревоги», с наследственной предрасположенностью к колоректальному раку). По показаниям применяются также определение времени транзита содержимого по кишечнику с помощью рентгеноконтрастных маркеров, тест изгнания баллона, аноректальная манометрия, дефекография, электромиография. Лечение запора должно быть комплексным и включать в себя изменение образа жизни, диетотерапию, применение лекарственных препаратов (оболочка семян подорожника овального, макрогол, лактулоза, лактитол, контактные слабительные, прукалоприд). У тех пациентов, у которых консервативная терапия оказывается недостаточно эффективной и значительно снижается качество жизни, рассматривается вопрос о целесообразности хирургического лечения.
Заключение. Эффективность лечения запора зависит от правильности установления причин его возникновения.
ИНФОРМАЦИЯ 

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 License.
ISSN 2658-6673 (Online)