ОБЗОРЫ
Цель обзора: представить литературные данные на тему боли в передней брюшной стенке.
Основные положения: Боль в передней брюшной стенке является распространенной причиной абдоминальной боли, которая часто неверно интерпретируется. В данной статье проанализированы современные отечественные и иностранные литературные источники базы данных PubMed, научной электронной библиотеки eLibrary, посвящённые вопросам диагностики и тактики ведения пациентов с различными заболеваниями передней брюшной стенки.
Заключение: Знание патогномоничных клинико-инструментальных признаков является основой дифференциального диагноза и выбора стратегии лечения патологии передней брюшной стенки.
Цель обзора: показать клиническое значение наноматериалов в диагностике и лечении острого панкреатита.
Основные положения. С помощью нанотехнологий удалось разработать наноматериалы, которые улучшили чувствительность лабораторных тестов и магнитно-резонансной томографии в диагностике острого панкреатита. Применение наноматериалов в лечении острого панкреатита способствует купированию воспаления и уменьшения степени повреждения ацинарных клеток поджелудочной железы. Использование наночастиц серебра может решить вопрос устойчивой резистентности бактерий к антибактериальным препаратам.
Заключение. Наноматериалы показали высокую эффективность и безопасность в многочисленных экспериментах in vitro и in vivo (на животных) в диагностике и лечении острого панкреатита.
Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Цель: провести анализ систематических обзоров и метаанализов для определения направлений перспективных научных исследований диагностики и лечения желчнокаменной болезни и холецистита.
Материалы и методы. Проведен обзор систематических обзоров и метаанализов библиотеки Кокрейна в свете определения тематик, по которым проведение доказательных исследований имеет научно-практическую значимость. Систематизирована информация, полученная экспертными группами Кокрейна в ходе последовательного анализа (Trial Sequentional Analysis, TSA), вычисления требуемого размера информации с поправкой на разнообразие (Diversity-Adjusted Required Information Size, DARIS) и мониторинга хода Z-кривой на графиках границ пользы (benefit), вреда (harm) или тщетности (futility).
Результаты. Установлены разнонаправленные тенденции и существенно отличающийся уровень достижения доказательных результатов, которые необходимо учитывать при определении перспективности дальнейших доказательных исследований. Необходимые размеры выборки в метаанализах по частоте травмы желчных протоков при сравнении ранней или отсроченной лапароскопической холецистэктомии, анализе количества осложнений после ранней и отсроченной лапароскопической холецистэктомии, мини-лапаротомной холецистэктомии и лапароскопической холецистэктомии, однопортовой и стандартной четырехпортовой лапароскопической холецистэктомии и изучении методик применения пониженного давления в брюшной полости являются труднодостижимыми — в актуальных версиях библиотеки Кокрейна DARIS составляет менее 1 % от должного. То же самое относится и к летальности, вероятности развития опасных для жизни осложнений и уровню конверсии различных мини-инвазивных вмешательств, поскольку требуемые размеры выборки (до сотен тысяч наблюдений) труднодостижимы и на данный момент варьируют от 0,03 до 21,9 %. Напротив, достигнутые показатели от расчетных значений DARIS при установлении различий по длительности между вариантами миниинвазивных операций (21,2–76 %), по некоторым вопросам обезболивания в ближайшем послеоперационном периоде (43,6–92,6 %) и дополнительной интраоперационной анестезии (13,7–14,9 %) и мониторинг соответствующих графиков последовательных TSA-анализов позволяют надеяться на их достижение в обозримом будущем. Малоперспективно продолжение доказательных исследований с целью определения необходимости использования интраперитонеальной инстилляции обезболивающих средств, отличий по длительности стационарного лечения после различных миниинвазивных операций, поскольку новые сведения вряд ли смогут изменить выводы метаанализов (требуемые размеры информации достигнуты на 100 %).
Заключение. При выборе тематик исследований у больных с желчнокаменной болезнью и холециститом необходимо учитывать результаты последовательного TSA-анализа экспертных групп Кокрейна
ОРИГИНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Цель исследования: изучение эффективности и безопасности применения препарата Колофорт® у амбулаторных пациентов с синдромом раздраженного кишечника (СРК) после перенесенной новой коронавирусной инфекции.
Материалы и методы. Наблюдательная неинтервенционная программа проводилась у пациентов с обострением симптомов СРК после перенесенной новой коронавирусной инфекции. В исследовании принял участие 141 пациент. В окончательный анализ эффективности были включены данные 127 участников исследования. Все пациенты предъявляли жалобы на усиление/появление гастроинтестинальных симптомов, появившихся в течение 1–6 месяцев после перенесенной инфекции (у всех пациентов в анамнезе была перенесенная инфекция COVID-19). Для оценки наличия и выраженности симптомов заболевания применялся опросник «7 × 7» до начала лечения и через 3 месяца после начала лечения.
Результаты. На этапе включения в программу средний суммарный балл по опроснику «7 × 7» составил 17,36, что соответствовало умеренно выраженному расстройству. За период лечения средний суммарный балл снизился до 6,14, что соответствовало пограничному расстройству. Кроме того, значимое улучшение наблюдалось по каждому симптому в отдельности. Через 3 месяца терапии врачи оценивали общее впечатление от проводимого лечения по 5-балльной шкале Ликерта от «очень эффективно» до «неэффективно». Средний балл составил 4,24. Кроме того, серьезных нежелательных явлений во время приема препарата выявлено не было.
Заключение. В условиях реальной клинической практики препарат Колофорт® продемонстрировал высокую клиническую эффективность в лечении пациентов с СРК после перенесенной инфекции COVID-19.
Цель исследования. Синдром выброса цитокинов (СВЦ) является опасным осложнением новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Целью исследования было сравнить эффективность сарилумаба (группа «SAR») и тоцилизумаба (группа «TOC») в лечении этого осложнении COVID-19.
Материалы и методы. В ретроспективное исследование были включены пациенты с COVID-19, имевшие содержание С-реактивного белка (СРБ) в крови > 60 мг/л.
Результаты. В группу «SAR» были включены 24 пациента, в группу «TOC» — 27 пациентов. Кроме того, 47 пациентов с СВЦ не получали антицитокиновой терапии (группа «CON»). Смертность в группах «SAR» и «TOC» была ниже, чем в группе «CON» (12,5 и 14,8 % vs. 31,9 %; p = 0,021 и p = 0,031), без значимых различий между группами «SAR» и «TOC» (p = 0,389). Пациенты группы «SAR», в отличие от пациентов группы «ТОС», реже нуждались в госпитализации в отделение реанимации, чем пациенты группы «CON» (16,7 и 25,9 % vs. 46,3 %; р = 0,013 и р = 0,077). Через 7–10 дней после введения тоцилизумаба/сарилумаба значимое увеличение насыщения артериальной крови кислородом наблюдалось у пациентов в группах «SAR» и «ТОС» (р = 0,001 и р = 0,004; больше в группе «SAR», р = 0,022), но не за тот же период в группе «CON» (р = 0,764). Снижение уровня СРБ через 7–10 дней после введения препарата было больше в группах «SAR» и «TOC», чем в группе «CON» (p = 0,016 и p < 0,011), без значимых различий между группами «SAR» и «TOC» (p = 0,236).
Вывод. Сарилумаб не уступает тоцилизумабу в лечении СВЦ при COVID-19.
Цель: оценить особенности болезни Крона в зависимости от возраста начала заболевания у пациентов, наблюдающихся в специализированном городском центре диагностики и лечения воспалительных заболеваний кишечника.
Материалы и методы. Мы наблюдали 180 пациентов с установленным диагнозом «болезнь Крона» в течение 52 недель с последующей ретроспективной оценкой. Пациенты были разделены на три группы в зависимости от возраста начала заболевания согласно Парижской классификации (А1, А2, А3). На визитах проводились: сбор жалоб, анамнеза, объективный осмотр, клинический анализ крови; биохимический анализ крови (С-реактивный белок); фекальный кальпротектин; илеоколоноскопия с биопсией; морфологическое исследование биоптатов кишки. Статистическая обработка полученных данных проводилась с использованием программ Excel, RStudio и языка R, для категориальных данных использовались критерий χ2 Пирсона или точный тест Фишера (для таблиц 2 × 2 с малыми выборками). Для категориальных и количественных использовался t-test Манна — Уитни. Для проверки равенства средних значений использовался t-критерий Стьюдента.
Результаты. Распределение по полу и средняя продолжительность болезни были сопоставимы во всех группах. На момент установления диагноза в группе А1 чаще выявлялся илеоколит (р = 0,01), воспалительная форма болезни Крона (р < 0,05), поражение верхних отделов желудочно-кишечного тракта (р < 0,05). В группе А3 преобладало изолированное поражение толстой кишки (р < 0,001). Достоверного различия между группами в частоте встречаемости внекишечных проявлений болезни установлено не было (р = 0,32). В группе А1 отмечалась положительная корреляция между курением и отсутствием ответа на терапию. В группе А2 среди курильщиков чаще регистрировалось отсутствие эндоскопической ремиссии на момент окончания исследования (р < 0,05). По характеру перианального поражения во всех группах отмечалось преобладание анальных трещин. В группе А1 отмечалась положительная корреляция между отсутствием перианального поражения и достижением клинической, лабораторной и эндоскопической ремиссии на момент окончания исследования. В группе А2 ухудшение по данным эндоскопического исследования наблюдалось чаще среди тех пациентов, кто заболел в возрасте до 30 лет (р = 0,01).
Выводы. Не только детский возраст, но и начало болезни Крона в возрасте до 40 лет являются фактором риска прогрессирования болезни и более тяжелого ее течения.
Цель исследования: изучение влияния препарата L-ментола на перистальтику двенадцатиперстной кишки (ДПК), результаты канюляции устья большого сосочка ДПК, эффективность и безопасность эндоскопических ретроградных транспапиллярных вмешательств (ЭРТВ).
Материал и методы. Представлены результаты проспективного двуцентрового рандомизированного плацебо-контролируемого исследования. С января по ноябрь 2022 года в двух клиниках в научную работу было включено 126 пациентов: 69 (54,8%) мужчин и 57 (45,2%) женщин, средний возраст 62,1±1,8 лет. Критериями включения были: возраст 18-75 лет, наличие показаний к ЭРТВ, отсутствие предшествующей эндоскопической папиллотомии (ЭПТ), отсутствие аллергии на ментол, согласие на участие в исследовании. После рандомизации в основную группу “L” вошло 70 пациентов, контрольную - 56. Пациентам из группы “L” проводилось орошение просвета ДПК 25 мл (160мг) L-ментола (Спектавиум), в контрольной группе – 25 мл физиологического раствора. Перистальтическую активность изучали до и через 3 минуты после введения препарата. Интенсивность перистальтики оценивали по модифицированной шкале Hiki: «0» баллов соответствуют полному отсутствию перистальтики, «1» - единичные перистальтические волны, «2» - интенсивная перистальтика, мало поддающаяся расправлению при максимальной инсуффляции, «3» – выраженная перистальтика.
Результаты. Через три минуты в группе «L» отмечено угнетение перистальтических волн: 0 баллов – 63 (90%) пациента, 1 балл – 6 (8,6%) больных, в контрольной группе перистальтика ожидаемо сохраняла свою интенсивность, (р<0,05). Успешная селективная канюляция достигнута у 64(91,4%) пациентов группы “L” и 41 (73,2%) контрольной группы (р<0,05). К неканюляционной ЭПТ прибегли в 6(8,5%) случаях группы “L” и 14(25%) контрольной группы. В целом успешная канюляция была достигнута у 100% пациентов группы “L”, и 94,5% - контрольной (р<0,05). Продолжительность вмешательства значимо сократилась в группе “L”: 40±2,5 против 50,3±3,6 минут. Среди осложнений было зарегистрировано только интраоперационное кровотечение (“L”-2(2,9%), “К”-5 (8,9%)), которое во всех случаях было устранено эндоскопически.
Заключение: применение L-ментола во время ЭРТВ помогает добиться заметного угнетения перистальтики, способствует успешной канюляции, сокращает время вмешательства, минимизирует риск интраоперационных осложнений. Таким образом, L-ментол продемонстрировал свою эффективность и безопасность, что позволяет использовать его в арсенале борьбы с усиленной перистальтикой при проведении ЭРТВ.
Цель исследования. Улучшение результатов лечения хронической анальной трещины.
Материалы и методы. В исследование было включено 176 пациентов, рандомизацию в 2 группы проводили методом генерации случайных чисел в компьютерной программе. Пациентам основной группы (БТА) выполняли иссечение трещины в сочетании с медикаментозной релаксацией внутреннего анального сфинктера ботулиническим токсином типа А в дозировке 40 ЕД. Больным контрольной группы (БПС) была выполнена боковая подкожная сфинктеротомия с иссечением дефекта анодермы. Отдаленные результаты лечения были изучены у 126 пациентов, медиана наблюдения составила 12,3 (12,2; 15,7) месяца.
Результаты. На 60 сутки после хирургического вмешательства показатели среднего давления в анальном канале в покое (СД АКп) в сравниваемых группах были сопоставимы (р=0,98), в отдаленном послеоперационном периоде СД АКп было ниже в группе БПС (р=0,04). На 60 сутки после операции спазм внутреннего анального сфинктера сохранялся у 10/41 (24%) пациентов группы БТА и у 6/41 (15%) больных группы БПС (р=0,4). Сравниваемые группы были сопоставимы по уровню среднего давления в анальном канале при волевом сокращении (СД АКв) на 60 сутки наблюдения и в отдаленном послеоперационном периоде (p=0,1 и p=0,69, соответственно), однако у пациентов группы БТА уровень СД АКв повышался с течением времени (p=0,001). В отдаленном послеоперационном периоде ни у одного из пациентов сравниваемых групп не было выявлено явлений анальной инконтиненции и рецидива заболевания.
Выводы. Медикаментозная релаксация внутреннего сфинктера ботулиническим токсином типа А в дозировке 40 ЕД в сочетании с иссечением трещины является эффективным, малоинвазивным и легковоспроизводимым методом лечения хронической анальной трещины, а обратимое воздействие БТА на функцию запирательного аппарата прямой кишки (ЗАПК) значительно снижает риск развития явлений послеоперационной анальной инконтиненции. Инъекция нейротоксина в дозировке 40 ЕД может служить альтернативой боковой подкожной сфинктеротомии в качестве метода ликвидации повышенного тонуса внутреннего анального сфинктера и использоваться в условиях дневного стационара или стационара одного дня.
НАЦИОНАЛЬНАЯ ШКОЛА ГАСТРОЭНТЕРОЛОГИИ, ГЕПАТОЛОГИИ
Цель: представить основные положения Киотского международного согласительного совещания, посвященного анатомии, патофизиологии и клиническому значению пищеводно-желудочного перехода.
Основные положения. Экспертами были рассмотрены и приняты 28 положений, касающихся: 1) определения пищеводно-желудочного перехода (ПЖП); 2) определения зоны ПЖП, охватывающей участок, расположенный на 1 см проксимально и 1 см дистально по отношению к ПЖП; 3) оценки химических и бактериальных (Helicobacter pylori) факторов, ведущих к развитию воспаления, метаплазии и неоплазии слизистой оболочки зоны ПЖП; и 4) нового определения пищевода Баррета.
Заключение. Принятые Киотским международным согласительным совещанием новые определения ПЖП, зоны ПЖП и пищевода Баррета будут использоваться при проведении последующих исследований, что будет способствовать улучшению результатов лечения заболеваний данной области.
КЛИНИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ
Цель: представить клиническое наблюдение постковидного бронхиолита у взрослого.
Основные положения. Пациентка в возрасте 54 лет с длительным анамнезом табакокурения госпитализирована в пульмонологическое отделение Клиники с ведущей жалобой на прогрессирующую одышку после перенесенной инфекции COVID-19. Установлен диагноз: двусторонний бронхиолит, ассоциированный с перенесенной новой коронавирусной инфекцией (ПЦР SARS-CoV-2 — положительная); хроническая обструктивная болезнь легких II стадии по GOLD (Global Initiative for Chronic Obstructive Lung Disease), обострение. На фоне проводимой терапии отмечена значительная положительная динамика в самочувствии и на снимках компьютерной томографии. Пациентка выписана на амбулаторное долечивание. Одним из самых распространенных симптомов постковидного синдрома служит одышка. Диагностика бронхиолита, при котором данный симптом может быть единственным, затруднена, особенно у пациентов с длительным анамнезом курения и наличием коморбидной легочной патологии.
Заключение. Представлен клинический случай двустороннего бронхиолита в рамках постковидного синдрома. Залогом успешной диагностики бронхиолита служит тщательный дифференциальный анализ совокупности анамнестических и клинико-лабораторных данных, а также характерный КТ-паттерн.
ИНФОРМАЦИЯ

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 License.
ISSN 2658-6673 (Online)