ЛЕКЦИИ И ОБЗОРЫ
Цель обзора. Обсудить факторы, способствующие формированию резистентности при лечении гастроэзофагеальной рефлюксной болезни (ГЭРБ), и возможные способы ее преодоления.
Основные положения. Лекарственная терапия ГЭРБ сфокусирована на изменении свойств рефлюктата в сторону снижения его объема и агрессивности с помощью таких классов препаратов, как антациды, алгинаты и ингибиторы секреции соляной кислоты. Однако на сегодняшний день частота клинической неэффективности лечения при ГЭРБ составляет 10–40%. Причинами резистентности к антисекреторной терапии являются недостаточная кислотосупрессия, слабокислый характер рефлюкса, дуоденогастроэзофагеальный рефлюкс, психологические особенности больных и др. Возможности лечения пациентов, сохраняющих симптомы ГЭРБ на фоне приема стандартной дозы ингибиторов протонной помпы (ИПП), заключаются в правильном приеме препаратов, удвоении дозы ИПП, применении внутривенных лекарственных форм, комбинации антисекреторных средств из разных групп, добавлении к терапии препаратов, адсорбирующих компоненты желчи, влиянии на психоэмоциональный статус пациентов.
Заключение. Несмотря на значительный прогресс в лечении кислотозависимых заболеваний проблема резистентности значительной части больных ГЭРБ к антисекреторной терапии сохраняется.
Цель обзора. Предоставить данные литературы и обобщить накопленный автором и его сотрудниками экспериментальный и клинический материал о механизмах транспорта ферментов пищеварительных желез в системный кровоток, процессе рекреции ферментов пищеварительными железами в полость пищеварительного тракта и функциональной роли циркулирующих с кровотоком гидролитических ферментов.
Основные положения. Пищеварительные железы экзосекретируют два пула гидролитических ферментов: вновь постпрандиально синтезированные и рекретированные ими из кровотока, в который они транспортируются тремя механизмами – эндосекреция гландулоцитов, резорбция гидролаз из протоковой системы желез и тонкой кишки. Выключаемые из циркуляции путем рекреции ферменты принимают участие в процессе желудочно-кишечного пищеварения и выполняют сигнальную роль в модуляции секреторной, моторной и абсорбционной функций органов пищеварительного тракта. Циркуляция и рекреция ферментов, многократное использование их в пищеварительном процессе соответствуют принципу энергетической и пластической экономизации в реализации пищеварительных функций.
Заключение. Принцип энтерогепатической циркуляции желчных кислот в более широком плане повторен в межорганной рециркуляции гидролитических ферментов пищеварительных желез, обеспечивающих пищеварительный процесс, а посредством сигнальной роли ферментов – интеграцию и адаптацию функций органов пищеварительного тракта путем модулирующих влияний на них.
ОРИГИНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Цель исследования. Выявить роль психической патологии, в частности депрессивных расстройств, в формировании симптомов функциональной диспепсии.
Материал и методы. Обследованы 53 пациента с жалобами на боли, жжение, тошноту, отрыжку, вздутие живота, раннее насыщение, тяжесть и переполнение в области эпигастрия. Для верификации диагноза «функциональная диспепсия» все обследованные согласно результатам эзофагогастродуоденоскопии были разделены на две группы. В первую группу вошли 18 больных, у которых наличие диспептических жалоб соответствовало эндоскопической картине (эрозивный эзофагит, эрозивный гастродуоденит). Данная группа в дальнейшем была исключена из исследования. Вторая группа (35 человек) была представлена пациентами с функциональной диспепсией, у которых клинические проявления заболевания не могли быть полностью объяснены выявленными органическими изменениями желудочно-кишечного тракта (ЖКТ) – недостаточность кардии, атрофический и поверхностный гастрит.
Результаты. Психопатологическое и психодиагностическое исследования показали, что у всех пациентов с функциональной диспепсией были выявлены симптомы тревоги и признаки депрессивного расстройства. При этом депрессия средней тяжести определялась у 20 (57,1%) больных, тяжелая депрессия – у 15 (42,9%). Уровень тревоги по шкале Спилбергера у 11 больных был в пределах 31–45 баллов, что свидетельствовало об умеренной степени тревоги, в то время, как у 9 обследованных тревога достигала выраженной степени (>46 баллов).
Выводы. Полученные данные позволяют в достаточной степени достоверно судить о том, что у пациентов с функциональной диспепсией симптомокомплекс нарушений со стороны ЖКТ формируется за счет клинических проявлений депрессивного расстройства и тревоги.
Цель исследования. Целью исследования явилось повышение чувствительности и специфичности эндоскопического метода исследования в диагностике нейроэндокринных опухолей (НЭО) желудка.
Материал и методы. Разработан комплексный эндоскопический подход в диагностике НЭО желудка, включающий стандартную методику, осмотр слизистой оболочки в узком спектре света (NBI) как в самостоятельном варианте, так и в сочетании с оптическим увеличением изображения в 115 раз и последующее исследование патологического очага с использованием эндосонографии (EUS). Указанным методом было обследовано 53 пациента с НЭО желудка, наблюдавшихся в РОНЦ им. Н.Н. Блохина РАМН в период с 2001 по 2010 г.
Результаты. Анализ полученных данных позволил определить три макроскопических формы НЭО – плосковозвышающуюся, полиповидную, инфильтративную и выявить для них характерные эндоскопические и эндосонографические критерии при различных возможных вариантах осмотра.
Выводы. Использование комплексного эндоскопического подхода позволило разработать эндоскопическую семиотику НЭО желудка. Она включает в себя комплекс эндоскопических и эндосонографических признаков, характерных только для названного вида новообразований и дает возможность проводить достаточно точную дифференциальную диагностику с другими видами эпителиальных и неэпителиальных опухолей желудка. Кроме того, значительно облегчается отбор больных для выполнения органосохраняющих малоинвазивных радикальных эндоскопических вмешательств.
ГЕПАТОЛОГИЯ
Цель исследования. Анализ количественного содержания HBsAg в крови в зависимости от уровня виремии HBV у пациентов с различными вариантами естественного течения хронической HBV-инфекции при динамическом обследовании в течение 1,5–2 лет.
Материал и методы. В исследование включено
135 пациентов с хронической HBV-моноинфекцией, у которых в динамике проводилось определение уровня виремии HBV методом полимеразной цепной реакции и количественное определение HBsAg в крови методом хемилюминесценции.
Результаты. Концентрация HBsAg в крови значимо различается между НВе-позитивной и НВе-негативной фазами хронической HBV-инфекции. При анализе колебаний серологического уровня HBsAg у больных НВе-негативным хроническим гепатитом В при динамическом наблюдении в течение 1,5–2 лет не выявлено связи концентрации HBsAg с уровнем виремии HBV. Полученные данные о низкой концентрации HBsAg у части неактивных носителей HBV позволяют рассматривать определение количественного содержания HBsAg в качестве теста, дающего дополнительный критерий диагноза «неактивное носительство вируса гепатита В».
Цель исследования. Изучение эффективности и осложнений противовирусной терапии у больных циррозом печени HCV-этиологии.
Материал и методы. В исследование было включено 57 больных циррозом HCV-этиологии классов А и В по шкале Child–Pugh, лечившихся в Свердловском областном гепатологическом центре на базе ГУЗ «Свердловская областная клиническая больница № 1» (г. Екатеринбург) в период 2008–2010 гг. Обследуемые были разделены на две группы: первая (27 человек) получала противовирусную терапию (ПВТ), вторая (30 человек) – не получала.
Результаты. Наиболее значимым фактором положительного ответа на ПВТ (даже временного) является не 1-й генотип вируса С. Различия в средних показателях MELD в исследуемых группах пациентов на момент начала наблюдения и после его окончания показывают, что проведение ПВТ позволяло сохранить степень тяжести цирроза на прежнем уровне без дальнейшего прогрессирования, а в некоторых случаях при достижении положительного ответа на противовирусное лечение достичь определенного регресса заболевания.
Выводы. Оптимальными кандидатами для проведения противовирусной терапии являются больные более молодого возраста с HCV-ассоциированным циррозом печени класса А по шкале Child– Pugh, с не 1-м генотипом. При назначении данного лечения следует учитывать высокий риск развития инфекционных осложнений.
Цель исследования. Оценить эффективность и безопасность препарата «Фосфоглив» в комбинированной терапии пациентов с хроническим гепатитом С (ХГС), ранее не получавших противовирусного лечения.
Предварительные результаты.Четырехнедельное применение фосфоглива (глицирризиновой кислоты) в дозе 2,5 г внутривенно 5 раз в неделю, предшествующее началу противовирусной терапии (ПВТ) стандартным интерфероном α-2b/рибавирином по схеме, соответствующей выявленному у больных генотипу, привело на 4-й неделе лечения к статистически значимому снижению активности сывороточных трансаминаз – аланинаминотрансферазы (АлАТ), аспартатаминотрансферазы (АсАТ) и гамма-глутамилтранспептидазы (ГГТП) в сравнении с группой больных, получавших только стандартный интерферон α-2b/рибавирин (р<002, T-критерий Вилкоксона) . На данном этапе ПВТ в обеих группах наблюдалось статистически значимое снижение уровня вирусной нагрузки в сравнении с ее исходным значением. Анализ случаев быстрого вирусологического ответа (отсутствие HCV RNA или ее количество менее 750 копий/мл через 4 нед лечения) показал: только в группе фосфоглив/стандартный интерферон α-2b/рибавирин было 3 таких пациента и что особенно важно – все с 1-м генотипом. Этот факт предполагает, что фосфоглив как адъювант в противовирусной терапии может усиливать эффективность стандартного лечения. В обеих группах отмечались ожидаемые побочные эффекты ПВТ, которые не требовали изменения режима лечения.
Заключение. Окончательные результаты данного исследования дадут возможность оценить роль быстрого вирусологического ответа в лечении ХГС стандартным интерфероном/рибавирином, выделить группу пациентов, для которых этот вид терапии сопровождается хорошим прогнозом, и определить роль фосфоглива как адъювантного средства в программах ПВТ.
НОВОСТИ КОЛОПРОКТОЛОГИИ
Цель исследования. Оценить результаты обследования и эндоскопического лечения пациентов с подозрением на ранний колоректальный рак (РКР).
Материал и методы. В исследование включено 46 пациентов с подозрением на РКР за период
2006–2010 гг.
Результаты. Образования чаще всего локализовались в левой половине толстой кишки (45,6%), относились к типу Is (52,2%). Средний размер – 17,1±6 мм. Симптом «none-lifting sign» обладал большей чувствительностью и специфичностью (88 и 100%) для дифференцировки глубокой и поверхностной/отсутствующей инвазии, чем рисунок кишечных ямок (68 и 92%). При соблюдении установленных критериев (высокая или умеренная дифференцировка опухоли, отсутствие злокачественных клеток по линии струпа, отсутствие инвазии в сосуды, отсутствие «отсевов», подслизистая инвазия не более 1000 мкм или 2-й уровень по Haggit) не было отмечено ни одного случая местного рецидива или метастатического поражения после эндоскопического удаления опухоли.
Выводы. Эндоскопическое удаление ранних новообразований толстой кишки является эффективным методом лечения при условии строгого соблюдения критериев радикальности.
НАЦИОНАЛЬНАЯ ШКОЛА ГАСТРОЭНТЕРОЛОГОВ, ГЕПАТОЛОГОВ
Цель обзора. Предоставить современные сведения о роли и значении методов видеокапсульной и баллонной энтероскопии в диагностике опухолей тонкой кишки.
Основные положения. Опухоли тонкой кишки встречаются относительно редко, несмотря на большую протяженность органа, что связывают с наличием в тонкой кишке противоопухолевой среды. Тем не менее новообразования в этой области представлены множеством типов с различной локализацией и неспецифическим клиническим течением, что затрудняет их диагностику.
Появившиеся в 2001 г. методы видеокапсульной и баллонной энтероскопии позволили более четко оценивать макроскопическую картину опухоли, определять ее характер и локализацию, осуществлять биопсию, аргументированно назначать химиотерапию, удалять опухоль эндоскопически либо формулировать показания для планового оперативного вмешательства.
Заключение. Внедрение в клиническую практику современных видеоэндоскопических методов исследования тонкой кишки вывело диагностику новообразований тощей и подвздошной кишки на новый уровень. Опухоли все чаще выявляются своевременно, в плановом порядке, до развития осложнений и вынужденных оперативных вмешательств.
ОБМЕН ОПЫТОМ
Цель публикации. На примере клинического наблюдения осветить особенности диагностики и подбора терапии у пациентки с сочетанным функциональным расстройством.
Основные положения. Больная М., 36 лет, обратилась в клинику с многочисленными жалобами, такими как тяжесть и боль в эпигастрии после еды, рвоту желчью, боль в правом подреберье, возникающую без видимой причины, ноющую боль в животе в дневное время без четкой локализации, усиливающуюся к вечеру, метеоризм, учащение стула до 3 раз в день (ночной диареи нет), стул неоформленный, с примесью слизи. Отмечает слабость, сонливость, головокружение, эпизоды субфебрильной температуры, сопровождающиеся ломотой в костях, частое безболезненное мочеиспускание.
Больна с 7-летнего возраста, ухудшения в самочувствии напрямую были связаны с событиями (или возможностью событий), требующими мобилизации внутренних сил – учеба в школе и институте, внутрисемейный конфликт, самостоятельная работа и т. д.
Неоднократно обследовалась. Дифференциальная диагностика проводилась между органической патологией желудочно-кишечного тракта, а именно эрозивно-язвенным поражением верхних его отделов, глютеновой энтеропатией, воспалительными заболеваниями кишечника, функциональной патологией. Проводимое лечение приносило кратковременный и неполный эффект.
При поступлении в клинику в ходе объективного обследования существенных отклонений от нормы не выявлено за исключением повышенной кожной чувствительности при пальпации всех отделов живота. На основании жалоб, данных анамнеза и проведенного обследования поставлен диагноз: синдром функциональной диспепсии, синдром раздраженного кишечника с диареей. Назначено лечение тримедатом – препаратом, изменяющим нервную реактивность на уровне кишечной стенки и синапсов спинного мозга.
На фоне терапии удалось добиться значительного улучшения в самочувствии. Однако в целом прогноз у пациентки неблагоприятный. Назначение фармакологических средств вряд ли приведет к полному излечению, поскольку наличие практически постоянных жалоб имеет для больной «вторичную психологическую выгоду».
Заключение. Фактором, определяющим относительно низкую эффективность фармакотерапии при сочетанных функциональных расстройствах, могут служить личностные особенности больного, определяющие отношения с обществом, и формирование симптомов заболевания как адаптивного механизма, защищающего от необходимости быть социально активным.
Цель обзора. Осветить основные принципы лечебного питания при заболеваниях кишечника, а также охарактеризовать перспективы его совершенствования за счет включения специальных компонентов, снижающих кишечную проницаемость.
Основные положения. В современной медицине лечебное питание не потеряло своего значения. В последние годы существенные прогрессивные изменения претерпела диета при сахарном диабете, язвенной болезни, печеночной недостаточности. Принципы лечебного питания при заболеваниях кишечника в целом остаются прежними и основываются на стремлении к механическому и химическому щажению в период обострения с постепенным переходом к общей диете по мере регрессии симптомов. Спорный характер носят вопросы о необходимости полного исключения употребления лактозы и исключения употребления глютена при «неглютеновых» поражениях кишечника.
Показано, что некоторые компоненты пищи, в частности глутамин, омега-3-ненасыщенные жирные кислоты, цинк, селен, куркумин, кверцетин, в существенной степени способствуют восстановлению целостности слизистой оболочки и снижению кишечной проницаемости. В настоящее время эти компоненты обязательно включаются в состав смесей для энтерального питания. Идет разработка пищевых добавок и лекарственных препаратов на их основе. Большой интерес вызывает возможность применения пре и пробиотиков для стимуляции процесса регенерации и создания на их основе продуктов функционального питания.
Заключение. Продолжаются исследования способов выявления тех компонентов пищи, которые могут обладать скрытым повреждающим действием либо, наоборот, поддерживать целостность слизистой оболочки, а также лекарственных препаратов, пищевых добавок и препаратов функционального питания, которые могут применяться как дополнение к традиционной диете и способствовать снижению кишечной проницаемости.
ИНФОРМАЦИЯ

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 License.
ISSN 2658-6673 (Online)