Preview

Российский журнал гастроэнтерологии, гепатологии, колопроктологии

Расширенный поиск
Том 25, № 5 (2015)
Скачать выпуск PDF

РЕДАКЦИОННАЯ

ЛЕКЦИИ И ОБЗОРЫ

5-9 118
Аннотация

Цель обзора. Отразить современные аспекты клиники, диагностики и лечения гастродуоденальной формы болезни Крона (ГД БК).
Основные положения. ГД БК является редким клиническим вариантом болезни Крона и выявляется в менее чем 5,5% случаев. К настоящему времени установлена ассоциация ГД БК с мутацией L1007P гена NOD2/CARD15. К наиболее частым симптомам данной патологии относятся боль в эпигастральной области, потеря массы тела, тошнота, иногда сопровождающаяся рвотой.
Эндоскопическое исследование желудка и двенадцатиперстной кишки с биопсией являются
«золотым» стандартом диагностики ГД БК и нередко имеют решающее значение в верификации диагноза. В сложных диагностических случаях как дополнительный инструмент дифференциальной диагностики может быть использован анализ на антитела к Saccharomyces cerevisiae (ASCA).
Наиболее успешной терапией больных может считаться назначение ингибиторов протонной помпы, при необходимости в сочетании с системными кортикостероидами и азатиоприном/6меркаптопурином. Инфликсимаб целесообразно рассматривать как альтернативу при рефрактерности ГД БК к остальным видам лечения.
Заключение. Несмотря на то, что ГД БК не относится к широко распространенным патологиям, знание о клинической форме этого заболевания важно для его своевременного распознавания.

10-15 95
Аннотация

Цель обзора. Предоставить данные, позволяющие рассматривать двигательные нарушения пищевода и желудка как одни из основных звеньев патогенеза гастроэзофагеальной рефлюксной болезни (ГЭРБ).
Основные положения. Гастроэзофагеальную рефлюксную болезнь принято относить к кислотозависимым заболеваниям, однако важную роль в ее развитии играют двигательные нарушения пищевода и желудка. У пациентов с ГЭРБ часто имеют место нарушение первичной и вторичной перистальтики пищевода, увеличение числа преходящих расслаблений нижнего пищеводного сфинктера и наличие патологических желчных рефлюксов.
Заключение. Изучению гастроэзофагеальной рефлюксной болезни посвящено большое число исследований. Активно обсуждается роль двигательных нарушений пищевода и желудка в ее патогенезе, а также общность происхождения симптомов рефлюксной болезни и других функциональных заболеваний желудочно-кишечного тракта (ЖКТ), в частности функциональной диспепсии. У пациентов с двигательными нарушениями верхних отделов ЖКТ эффективно применение прокинетиков, к примеру итоприда гидрохлорида, который способен уменьшить количество преходящих расслаблений нижнего пищеводного сфинктера за счет снижения внутрижелудочного давления, активировать пропульсивную моторику желудка и устранить дуоденогастральный и дуоденогастроэзофагеальный рефлюксы.

ОРИГИНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

16-24 788
Аннотация

Цель исследования. Проанализировать эффективность устранения изжоги и патологического гастроэзофагеального рефлюкса (ГЭР), а также динамику эндоскопических изменений у пациентов с гастроэзофагеальной рефлюксной болезнью (ГЭРБ) при лечении диоктаэдрическим смектитом (Смектой) в стандартной дозе в качестве монотерапии и в составе комплексной терапии.
Материал и методы. Проанализировано 45 историй болезни пациентов с ГЭРБ (25 женщин и 20 мужчин, средний возраст 43,06 года). Всем больным были проведены эзофагогастродуоденоскопия (ЭГДС) и 24-часовая рН-импедансометрия до и на
14-й день лечения. В первую группу были включены пациенты с эрозивным эзофагитом (ЭЭ) I–II степени, получавшие комплексную терапию ингибиторами протонной помпы (ИПП) и Смектой, во вторую группу — больные с ЭЭ, получавшие монотерапию ИПП, в третью группу — пациенты с неэрозивной рефлюксной болезнью (НЭРБ), получавшие монотерапию Смектой.
Результаты. На фоне проводимого лечения ИПП + Смекта купирование изжоги на 3-й день отмечено у 10 (66,7%) больных, при монотерапии ИПП — у 4 (26,7%) пациентов с ЭЭ, при монотерапии Смектой — у 6 (40%) человек. К 5-му дню изжога была устранена у 11 (73,3%), 9 (60%) и 8 (53,3%), а на 14-й день — у 13 (86,7%), 11 (73,3%) и 12 (80%) больных в соответствующих группах. В первой группе по данным ЭГДС заживление эрозий подтверждено у 13 (86,7%) пациентов, во второй — у 10 (66,7%). В третьей группе катаральные явления купированы у 13 (86,7%) человек. По данным 24-часовой рН-импедансометрии пищевода до начала терапии патологические кислые, слабокислые и слабощелочные ГЭР диагностированы у 34 (75,5%), 18 (40%) и 12 (26,7%) больных в целом по группе соответственно. На фоне терапии ИПП + Смекта кислые рефлюксы были устранены у 14 (93%), при монотерапии ИПП — у 11 (73%), монотерапии Смектой — у 100% пациентов. В первой группе слабокислые рефлюксы купированы у 2 (67%), во второй — у 1 (50%), в третьей — у 9 (69%) больных, слабощелочные рефлюксы — соответственно у 4 (80%), у 2 (40%) и в 100% случаев.
Выводы. Включение Смекты в лечебный комплекс при эрозивной форме ГЭРБ существенно повышает эффективность терапии, достоверно увеличивая скорость наступления клинического улучшения. Диоктаэдрический смектит оказывается также эффективным средством в качестве монотерапии при НЭРБ. Важным преимуществом в лечении ГЭРБ является способность препарата купировать все типы рефлюксов — кислые, слабокислые, и слабощелочные.

25-31 134
Аннотация

Цель исследования. Изучить возможности рН-импедансометрии в дифференциальной диагностике расстройств пищевода при синдроме раздраженного кишечника (СРК).
Материал и методы. Обследован 201 больной с СРК согласно Римским критериям III. Мужчин было 52, женщин 149, средний возраст 41,8±9,5 года. У 70 (35%) из них—мужчин 21, женщин 49, средний возраст 42,3±12,0 года—наряду с синдромом СРК наблюдались изжога, отрыжка, дискомфорт в эпигастрии, некоронарогенные загрудинные боли.
Методы исследования включали клинический анализ, эзофагогастродуоденоскопию (ЭГДС) и колоноскопию, рентгенологическое исследование верхних отделов желудочно-кишечного тракта, 13С-уреазный дыхательный тест для определения наличия Helicobacter pylori, суточную комбинированную внутрипросветную рН-импедансометрию с расчетом качественных и количественных показателей рефлюксов и индекса возможной ассоциации симптомов и рефлюксов (SAP).
Оценивались также психометрические составляющие: индекс тревоги, депрессия, показатели алекситимии, ассоциированные симптомы, качество жизни, степень гипервентиляции, индекс висцеральной чувствительности, степень боли по визуальной аналоговой шкале.
Оценка перечисленных показателей проводилась отдельно при СРК с пищеводными симптомами (n=70) в сравнении с остальной группой обследованных больных с СРК (n=131).
Статистическая обработка полученных результатов осуществлялась с помощью компьютерной программы Statistica 6.
Результаты. У 16 (23%) больных при инструментальном обследовании диагностирован эзофагит II–IV степени по Савари–Миллеру. Клинически у 6 из них выявлялась изжога, у 1—отрыжка и у 9—сочетание изжоги и отрыжки; по данным 13С-уреазного дыхательного теста у 5 определялся H. pylori. У 49 (70%) пациентов при выполнении ЭГДС и рентгенологического исследования выявлена неэрозивная рефлюксная болезнь (НЭРБ). Клиническая картина в этой группе была представлена у 10 больных изжогой, у 16—отрыжкой, у 12—сочетанием изжоги и отрыжки и у 11—дискомфортом в эпигастрии после еды; 13С-уреазный дыхательный тест был положительным у 15 человек. Следует отметить, что ни у одного из обследованных не выявлялась некоронарогенная боль за грудиной, связанная с расстройствами пищевода. По данным рН-импедансометрии, НЭРБ диагностирована у 20 (33,3%) пациентов. У оставшихся 29 (41%) больных диагностирована функциональная изжога.
Заключение. Суточная комбинированная рН-импедансометрия является сегодня наиболее точным методом, позволяющим определять желудочно-пищеводные рефлюксы. При ее применении в части случаев удается провести дифференциальную диагностику между НЭРБ и функциональными расстройствами пищевода и желудка у больных с СРК. Имеющийся в настоящее время опыт использования рН-импедансометрии позволяет рекомендовать ее внедрение в широкую клиническую практику.

32-38 89
Аннотация

Цель исследования. Охарактеризовать системный иммунный ответ у пациентов с различными формами гастроэзофагеальной рефлюксной болезни (ГЭРБ).
Материал и методы. В проспективное исследование вошли 45 пациентов с ГЭРБ и 10 здоровых добровольцев. Всем включенным в анализ было выполнено обследование: сбор жалоб и анамнеза, выявление факторов риска развития ГЭРБ; эзофагогастродуоденоскопия и 24-часовая рН-импедансометрия пищевода. При помощи метода проточной цитофлоуриметрии определены уровни 7 цитокинов: двух противовоспалительных—ИЛ-4 и ИЛ-10, трех провоспалительных—ИЛ-8, ИФН-γ и ФНО-α и двух цитокинов, которые могут проявлять как противовоспалительную, так и провоспалительную активность в зависимости от условий (бивалентных)—ИЛ-2 и ИЛ-6.
Результаты. У пациентов с эрозивно-язвенным эзофагитом по сравнению с пациентами с неэрозивной рефлюксной болезнью (НЭРБ), пищеводом Баррета и здоровыми лицами повышена экспрессия провоспалительных цитокинов. У больных с пищеводом Баррета по сравнению с другими обследуемыми и здоровыми лицами выявлена гиперпродукция противовоспалительных цитокинов.
Уровень ФНО-α и ИЛ-8 коррелирует с общим количеством кислых рефлюксов и экспозицией кислого болюса, а уровень ИЛ-4 и ИЛ-10 — с общим числом слабощелочных рефлюксов и экспозицией слабощелочного болюса.
Высокий уровень ИЛ-8 ассоциирован с увеличением частоты рецидивирования эрозивного эзофагита в течение 2 лет, несмотря на проводимую терапию.
Выводы. Выявлена зависимость содержания цитокинов от формы ГЭРБ. У пациентов с эрозивно-язвенным эзофагитом по сравнению с больными НЭРБ и пищеводом Баррета преобладает продукция провоспалительных цитокинов ИЛ-8, ИФН-γ и ФНО-α, свидетельствующая о развитии Th1-иммунного ответа организма. У пациентов с пищеводом Баррета повышена экспрессия противовоспалительных цитокинов ИЛ-4 и ИЛ-10, указывающая на формирование Th2-иммунного ответа.

39-45 131
Аннотация

Цель исследования. Оценить преимущества совместного приема ингибитора протонной помпы (ИПП) и альгинатов перед монотерапией ИПП в скорости купирования симптомов в первые дни лечения гастроэзофагеальной рефлюксной болезни (ГЭРБ).
Материал и методы. Обследовано 96 больных ГЭРБ. Всех беспокоила изжога, 41 пациента—регургитация. Симптомы оценивали до начала и ежедневно в процессе терапии по шкале Likert. Оценку самочувствия проводили с помощью визуально-аналоговой шкалы (ВАШ) до начала, на 7-й и 14-й дни лечения. Больные первой группы (46 человек, из них мужчин 19, средний возраст 50,2±12,7 года) получали комбинированную терапию: пантопразол 40 мг в сутки и альгинат—Гевискон Двойное Действие (Гевискон ДД) в дозе 20 мл 4 раза в сутки в 1-й и 2-й дни лечения, затем в режиме «по требованию».
Пациентам второй группы (50 человек, из них мужчин 22, средний возраст 51,3±14,4 года) назначали пантопразол 40 мг в сутки. Всем больным проведена зофагогастродуоденоскопия.
Результаты. В 1-й день лечения изжога была купирована у 61% больных первой группы и у 14%— во второй (р<0,001), на 2-й день — у 63 и у 20% (р<0,001). На 3-й день (альгинат в режиме «по требованию») изжога отсутствовала у 48% больных первой группы и 44% — во второй (р=0,8). Регургитация в 1-й день терапии не беспокоила 78% больных первой группы и сохранялась у всех исходно испытывавших ее пациентов второй группы (р<0,001), на 2-й день была купирована у 83 и 22% больных соответственно (р<0,001), на 3-й день — у 67 и 22% (р=0,01). После 4-го дня межгрупповые отличия отсутствовали.
К 7-му дню лечения в первой группе показатель самочувствия по ВАШ увеличился с 57,3±9,7 до 78,1±11,2 мм (р<0,001), во второй — с 54,9±14,9 до 67,0±15,2 мм (р<0,001). Межгрупповая разница показателя на 7-й день была достоверна (р<0,001). К 14-му дню отличие исчезло (78,8±9,7 мм против 75,6±12,5 мм, р=0,1).
Выводы. Проведенное исследование показало преимущества комбинированной терапии в первые дни лечения ГЭРБ как в скорости купирования симптомов, так улучшения cамочувствия.

ГЕПАТОЛОГИЯ

46-56 147
Аннотация

Цель обзора. Провести сравнительный анализ современных исследований и охарактеризовать актуальные схемы лечения, а также сформулировать прогноз и особенности ответа на терапию у пациентов с различными аутоиммунными заболеваниями печени.
Основные положения. Диагностика и лечение — наиболее сложные и не до конца изученные аспекты аутоиммунных заболеваний печени. Благодаря крупным исследованиям клиницистами выработано некоторое понимание подходов к терапии таких больных. В статье описаны современные лечебные схемы и новые препараты, на которые возлагается большая надежда, а также сложности и альтернативные варианты терапии аутоиммунных заболеваний печени.
Заключение. Правильная и длительная (12–24 месяца) терапия аутоиммунных заболеваний в большинстве случаев позволяет достичь стойкого ответа и в несколько раз превосходит по эффективности короткие курсы (6–12 месяцев).

57-63 143
Аннотация

Цель исследования. Определить эффективность и безопасность применения S-аденозил-Lметионина для лечения пациентов с алкогольным гепатитом тяжелого течения.
Материал и методы. Отобрано 40 человек, страдавших алкогольным гепатитом тяжелого течения, из двух медицинских центров. Больные были рандомизированы на две группы. Первую группу составили 20 пациентов (16 мужчин и 4 женщины, средний возраст 46,85±11,89 года). Медиана ежедневного употребления алкоголя — 71 год, 25-й и 75-й процентили — 45,5 и 92,0 года соответственно, длительность употребления — 16,85±13,32 года. Средний балл индекса Maddrey (ИМ) — 58,5±26,8. Во вторую группу вошли также 20 пациентов (11 мужчин и 9 женщин, средний возраст 46,10±10,47 года). Медиана употребления алкоголя в сутки составила 73,8 года, 25-й и 75-й процентили – 64,25 и 80,0 года соответственно, длительность употребления — 16,25±5,18 года. Средний балл ИМ составил 79,6±18,7. Группы были сопоставимы по основным клинико-лабораторным характеристикам.
Больные первой группы получали преднизолон 40 мг в сутки перорально, второй группы — комбинацию преднизолона 40 мг в сутки перорально и S-аденозил-L-метионина (адомет) 800 мг в сутки внутривенно капельно в течение 7 дней, затем 400 мг 3 раза в сутки перорально до 28 дня терапии. Критерием ответа на лечение служил индекс Lille.
В ходе статистической обработки данных использовались критерии: Уилкоксона, Манна–Уитни, χ2. Анализ выживаемости больных проводился с использованием кривой Каплана–Мейера и оценкой значимости по Breslow и LogRank.
Результаты. Ответ на терапию был выше в группе пациентов, получавших преднизолон в сочетании с адометом (95 и 65% соответственно, р=0,018). В этой группе отмечена также тенденция к повышению выживаемости по сравнению с группой, получавшей преднизолон (100 и 90%). По частоте развития нежелательных явлений группы достоверно не отличались (р=0,50). Гепаторенальный синдром достоверно чаще встречался у больных, получавших преднизолон (20 и 0%, р=0,03).
Выводы. Назначение пациентам с алкогольным гепатитом тяжелого течения комбинации преднизолона и адомета повышает ответ на лечение кортикостероидами, способствует снижению краткосрочной летальности и по сравнению со стандартной терапией достоверно реже приводит к развитию гепаторенального синдрома.

КЛИНИЧЕСКИЙ РАЗБОР

НОВОСТИ КОЛОПРОКТОЛОГИИ

77-83 154
Аннотация

Цель исследования. Изучить возможность улучшения функционального состояния запирательного аппарата отключенной кишки с помощью БОСтерапии и тибиальной нейромодуляции.
Материал и методы. В исследование включены 23 пациента с превентивной стомой. В целях диагностики использовались профилометрия и сфинктерометрия. Лечение: 10-дневный цикл БОС-терапии и тибиальной нейромодуляции.
Результаты. После лечения выявлено статистически значимое увеличение показателей среднего давления в покое по данным профилометрии, а при сфинктерометрии и при волевом усилии.
Выводы. Мышечные структуры отключенного запирательного аппарата реагируют на занятия БОС-терапией и проведение тибиальной нейромодуляции, увеличивая как тонус, так и силу волевых сокращений.

КЛИНИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

НАЦИОНАЛЬНАЯ ШКОЛА ГАСТРОЭНТЕРОЛОГОВ, ГЕПАТОЛОГОВ

94-100 98
Аннотация

Цель обзора. Рассмотреть действие отдельных видов пищи при синдроме раздраженого кишечника (СРК) и возможности уменьшения выраженности симптомов путем индивидуального подбора рациона.
Основные положения. Особенности питания в большинстве случаев, несомненно, влияют на выраженность клинических проявлений СРК—боли, вздутия, нарушений стула. По всей видимости, отрицательное действие продуктов питания реализуется отчасти вследствие ферментации с избыточным образованием короткоцепочечных жирных кислот и газа, отчасти из-за влияния на состав микробиоты и энтероэндокринные клетки, отчасти за счет повышения содержания биогенных аминов.
Ведение пищевого дневника помогает обнаружить «виновные» пищевые продукты. Наиболее четко проявляется влияние ферментируемых олиго-, ди-, моносахаридов и сахарных спиртов (FODMAPs), поэтому следует отдавать предпочтение продуктам с пониженным содержанием этих компонентов. В части случаев отрицательное действие оказывают продукты с высоким содержанием глютена, однако обусловлено ли это влиянием самого глютена или влиянием фруктанов, остается предметом дискуссий. В клинических исследованиях показана эффективность в коррекции симптомов СРК продуктов функционального питания, содержащих бактерии пробиотического штамма Bifidobacterium animalis sp. lactis DN-173 010.
При обнаружении связи возникновения симптомов с употреблением определенных продуктов необходимо исключать пищевую аллергию и ферментопатии (например, лактазную недостаточность), которые следует выделять как самостоятельные заболевания под «маской» синдрома раздраженного кишечника.
Заключение. Индивидуально подобранное питание составляет неотъемлемую часть лечения СРК. Прогресс, достигнутый в изучении вклада пищевых факторов в развитие симптомов, создает научную основу для рекомендаций по исключению из рациона тех или иных продуктов и одновременно способствует лучшему пониманию патогенеза болезни.

101-106 257
Аннотация

Цель обзора. Рассмотреть механизмы действия и результаты клинического применения растительного препарата STW 5 (Иберогаста®) при лечении больных функциональной диспепсией (ФД).
Основные положения. Иберогаст® представляет собой комбинированный препарат, компонентами которого служат экстракты 9 лекарственных растений. Механизм действия включает в себя влияние на моторику желудка и кишечника, висцеральную чувствительность, а также противовоспалительный и цитопротективный эффекты. Контролируемые клинические исследования подтвердили высокую эффективность Иберогаста® при лечении больных ФД (в том числе в педиатрической практике), а также хорошую переносимость препарата.
Заключение. Результаты применения Иберогаста® позволяют считать его эффективным средством в многоцелевой терапии ФД.

ШКОЛА КЛИНИЦИСТА



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 License.


ISSN 1382-4376 (Print)
ISSN 2658-6673 (Online)