Preview

Российский журнал гастроэнтерологии, гепатологии, колопроктологии

Расширенный поиск
Том 24, № 4 (2014)
Скачать выпуск PDF

ЛЕКЦИИ И ОБЗОРЫ

4-11 100
Аннотация

Цель обзора. Представить данные зарубежных клинических исследований, посвященных оптимизации диагностики гастроэзофагеальной рефлюксной болезни (ГЭРБ) у детей.
Основные положения. ГЭРБ — частая проблема в педиатрии, ее проявления иногда трудно диагностировать. В основном гастроэзофагеальный рефлюкс (ГЭР) является физиологическим и встречается у каждого ребенка, особенно после еды. Многие эпизоды рефлюксов протекают бессимптомно, однако у некоторых детей ГЭР связан с различными серьезными симптомами и деструкцией слизистой оболочки пищевода, так как защитные механизмы в детском возрасте еще недостаточно развиты. Поэтому необходимы дополнительные исследования, чтобы дифференцировать пищеводные и внепищеводные проявления ГЭРБ. Одним из современных методов является многоканальная внутрипросветная импеданс-pH-метрия. Это очень чувствительный метод, позволяющий обнаружить некислые, слабокислые рефлюксы, высоту распространения рефлюкса.
Заключение. Многоканальная внутрипросветная импедансометрия по сравнению с внутрипищеводной рН-метрией имеет более широкие диагностические возможности, поскольку позволяет определять эпизоды кислого, некислого и щелочного рефлюксов.

ГЕПАТОЛОГИЯ

12-22 117
Аннотация

Цель обзора. Представить особенности диагностики гепатоцеллюлярного рака (ГЦР).
Основные положения. Рассмотрены факторы развития ГЦР, принципы проведения скрининга в группе риска. Описана роль ультразвукового исследования, рентгеновской, компьютерной и магнитно-резонансной томографии в диагностике ГЦР, а также отражены дополнительные сведения, которые можно получить с помощью лучевых методов исследования, что имеет огромное значение в определении резектабельности и предоперационном планировании хирургического вмешательства. Описана лучевая диагностика при сопутствующем циррозе, сложность обнаружения ГЦР малых размеров. Лучевую дифференциальную диагностику ГЦР следует проводить с диспластическими узелками. Рассмотрены преимущества и ограничения каждого из методов визуализации.
Заключение. Проблема диагностики гепатоцеллюлярного рака продолжает оставаться актуальной и требует проведения дальнейших исследований.

23-31 231
Аннотация

Цель обзора. Критическая оценка безинтерфероновых схем противовирусной терапии (ПВТ) хронического гепатита С (ХГС) на основании анализа данных клинических исследований.
Основные положения. Безинтерфероновые варианты лечения ХГС имеют определенные преимущества над схемами терапии, включающими интерферон-α. Монотерапия препаратами с прямым воздействием на вирус менее эффективна по сравнению с их комбинированным применением. Комбинирование агентов с прямым противовирусным действием значительно снижает риск резистентности, увеличивая вероятность эрадикации вируса. Роль рибавирина при различных безинтерфероновых режимах терапии нуждается в уточнении.
Заключение. Новые варианты ПВТ, предусматривающие комбинированное применение препаратов с прямым противовирусным действием (без использования интерферона и рибавирина), позволят существенно упростить схемы, сократить сроки и повысить эффективность лечения у всех категорий пациентов. Такие варианты терапии можно считать новой парадигмой лечения ХГС.

32-38 185
Аннотация

Цель исследования. Оценить распространенность неалкогольной жировой болезни печени (НАЖБП) с определением возрастной динамики распределения, соотношения стадий заболевания и значимости клинических маркёров сердечно-сосудистых заболеваний среди пациентов, обращающихся за медицинской помощью к терапевтам поликлиник России.
Материал и методы. Первое российское эпидемиологическое исследование-наблюдение DIREG L 01903 по распространенности неалкогольной жировой болезни печени проведено в Российской Федерации в 2007 г. В течение 8 мес в 208 крупных медицинских центрах были обследованы 30 754 пациента (56% женщин, 44% мужчин) в возрасте от 18 до 80 лет, обратившихся за помощью к терапевтам муниципальных поликлиник. Обследование независимо от причины обращения (с субъективными признаками заболевания печени или в отсутствие таковых) включало общеклинические (антропометрические) и лабораторно-инструментальные исследования, такие как определение маркёров гепатитов В и С, печеночных трансаминаз, гаммаглутамилтранспептидазы, липидного спектра крови, уровня глюкозы, а также ультразвуковое исследование органов брюшной полости, при необходимости эзофагогастродуоденоскопию. Через 4–6 нед во время второго визита пациента биохимические тесты повторялись или дополнялись исследованием уровня щелочной фосфатазы, билирубина, альбумина, гамма-глобулина, сывороточного железа.
Результаты. Распространенность НАЖБП среди взрослого населения Российской Федерации составила 27%, в том числе 80,3% случаев приходилось на стеатоз печени, 16,8% — на неалкогольный стеатогепатит и 2,9% — на цирроз печени. Частота выявления НАЖБП возрастала к 50 годам. В возрастной группе 50–59 лет распространенность болезни достигала наибольших значений, составляя 31,1% среди всей скрининговой популяции. Была установлена значимость всех исследуемых факторов риска сердечно-сосудистых заболеваний (р<0,001). Основными факторами риска, выявленными в популяции больных с НАЖБП, были артериальная гипертензия (69,9%), абдоминальное ожирение (56,2%), гиперхолестеринемия (68,8%).
Выводы. Распространенность НАЖБП среди взрослого населения России очень высокая: практически каждый третий пациент, обратившийся за помощью в поликлинику, имеет одну из нозологических форм данной патологии. В качестве ведущих факторов риска развития болезни были определены метаболический синдром и его компоненты, что еще раз подчеркивает значимость взаимосвязи сердечно-сосудистых заболеваний и НАЖБП. Вследствие этого, разработку тактики ведения и поиск эффективного лечения необходимо проводить одновременно по двум направлениям — в отношении патологии печени и сердца.

39-44 104
Аннотация

Цель исследования. Оценить эффективность комбинированного гепатотропного препарата «Гепагард Актив» для профилактики прогрессирования неалкогольной жировой болезни печени (НАЖБП) на стадии стеатоза.
Материал и методы. Обследованы 25 пациентов с верифицированной НАЖБП на стадии стеатоза. Всем назначали Гепагард Актив по 1 капсуле 3 раза в день во время еды в течение 3 мес. До и после курса терапии выполнялось общеклиническое обследование, включавшее в себя: расспрос и осмотр пациентов, клинический и биохимический анализы крови, ФиброМакс-тест, бактериологическое исследование содержимого толстой кишки, биоимпедансный анализ компонентного состава организма, ультразвуковое исследование органов брюшной полости.
Результаты. На фоне использования Гепагард Актива» отмечена положительная динамика симптомов заболевания, улучшилось состояние гепатобилиарного тракта, нормализовался липидный спектр, снижалась избыточная масса тела, отмечалось повышение качества жизни.
Выводы. Гепагард Актив может быть рекомендован пациентам с НАЖБП на стадии стеатоза для коррекции выявленных нарушений и профилактики прогрессирования заболевания.

НОВОСТИ КОЛОПРОКТОЛОГИИ

45-50 104
Аннотация

Цель исследования. Улучшение результатов органосохраняющего лечения больных ранним раком прямой кишки, а также определение чувствительности и специфичности эндоректального ультразвукового исследования (ЭРУЗИ) у таких больных.
Материал и методы. Для трансанальных эндоскопических операций (ТЭО), являющихся одним из основных методов лечения при ворсинчатых опухолях прямой кишки, отобраны 14 больных с аденокарциномами (uT1N0) с хорошей или умеренной степенью дифференцировки. Среди обследованных соотношение мужчин и женщин было одинаковым (7/7). Средний размер опухоли составил 2,6±0,8 см (1,0–4,0). Среднее расстояние от нижнего полюса опухоли до наружного края анального канала и до зубчатой линии равнялось 7,1±1,7 (4,0–9,0) и 4,8±1,9 (1,5–7,0) см соответственно. Предоперационное обследование включало: пальцевое исследование прямой кишки, ректороманоскопию с биопсией, колоноскопию, ЭРУЗИ, компьютерную томографию и магнитно-резонансную томографию брюшной полости и малого таза.
Результаты. Медиана времени операции составила 39 (25–110) мин. Края резекции, свободные от опухоли, были получены во всех операционных препаратах. Ни одна опухоль не была фрагментирована. Послеоперационных осложнений не отмечено. Данные предоперационного и окончательного диагнозов совпали во всех случаях. При патоморфологическом исследовании аденокарцинома в стадии Tis выявлена у 3 человек (21%), Т1 — у 10 (71%) и Т2 — у одного (8%). У больной с аденокарциномой Т2 выполнена радикальная операция, в удаленном препарате обнаружен метастаз в параректальный лимфоузел (N1). Медиана наблюдения пациентов составила 12 (2–20) мес, признаков местного рецидива опухоли не найдено.
Заключение. ТЭО, имеющие минимальный уровень осложнений, являются альтернативой радикальным операциям при раннем раке прямой кишки, однако широкое распространение метода ограничивают такие факторы, как глубина инвазии новообразования, поражение параректальных лимфатических узлов. Использование ТЭО должно быть взвешенным. Первостепенную роль играет предоперационное стадирование опухоли.

51-56 89
Аннотация

Цель исследования. Определить частоту обнаружения и уровень циркулирующих цитокинов у больных язвенным колитом (ЯК) и их взаимосвязь с клинической активностью и эффективностью консервативной терапии.
Материал и методы. Изучался уровень цитокинов ИЛ-2, ИЛ-4, ИЛ-6, ИЛ-8, ИЛ-10, ГМ-КСФ, ИФН-γ и ФНО-α в сыворотке крови 37 больных язвенным колитом. Исследование проводили на анализаторе протеинов «Bio-Plex» («Bio-Rad», США). Среднетяжелая и тяжелая формы ЯК наблюдались соответственно у 15 и 18 обследованных, легкая – у 4, резистентность и чувствительность к консервативной терапии отмечены у 15 и 22 пациентов. Хирургическое лечение проведено у 14 человек. Контрольную группу составили 20 доноров.
Результаты. У больных со среднетяжелой, тяжелой формами ЯК и в контрольной группе ИЛ-6 и ИЛ-10 выявлены соответственно в 33,3, 61,1 (р<0,05), 5% случаев и 26,6, 50 (р<0,05), 10% случаев. Наблюдалось значительное увеличение уровня ИЛ-6 и ИЛ-10 при тяжелой форме ЯК (42,4±21,2 и 22,7±6,4 пг/мл) по сравнению с контрольной группой (1,5±1,8 и 5,2±4,1). В группах пациентов, резистентных и чувствительных к консервативной терапии, частота выявления циркулирующего ИЛ-6 составила соответственно 86,6 и 22,7% (р<0,05), уровень ИЛ-6 – 53,4±24,5 и 2,0±0,62 (р<0,05); частота выявления ИЛ-10 – 66,6 и 9% (р<0,05), уровень ИЛ-10 – 31,6±7,4 и 7,1±6,9 (р<0,05).Три и более циркулирующих цитокинов выявлены у 80% больных, резистентных к консервативной терапии, и у 22,7% (р<0,05) у больных, ответивших на терапию. Профиль ИЛ-6, ИЛ-8 и ИЛ-10 наблюдался в этих группах соответственно у 60 и 4,5% (р<0,05) пациентов.
Выводы. Частота выявления и уровень циркулирующих цитокинов ИЛ-6 и ИЛ-10 значительно повышаются у больных с тяжелой формой ЯК и у пациентов, резистентных к консервативной терапии. Характерным для резистентной формы заболевания является расширение спектра циркулирующих цитокинов, преимущественно в виде профиля ИЛ-6, ИЛ-8 и ИЛ-10 в сочетании с 1–3 из других исследованных цитокинов (ГМ-КСФ, ИФН-γ, ФНО-α).

НАЦИОНАЛЬНАЯ ШКОЛА ГАСТРОЭНТЕРОЛОГОВ, ГЕПАТОЛОГОВ

57-69 194
Аннотация

Цель обзора. Отразить современные представления о клинике, диагностике и лечении синдрома Золлингера–Эллисона (СЗЭ).

Основные положения. СЗЭ относится к редким заболеваниям, сопряженным с состоянием внутрижелудочной гиперацидности. Явление гиперацидности в рамках СЗЭ обусловлено гипергастринемией, ассоциированной с эктопической продукцией гастрина гастрин-продуцирующей опухолью — гастриномой. Заболевание нередко развивается у пациентов с синдромом множественной эндокринной неоплазии 1-го типа. Клиническая картина СЗЭ представляет прямое отражение гиперсекреции соляной кислоты с формированием эрозивноязвенных поражений пищевода, желудка и двенадцатиперстной кишки, резистентных к терапии стандартными дозами ингибиторов протонной помпы (ИПП). Одними из базисных методов диагностики СЗЭ являются определение уровня сывороточного гастрина и изучение состояния внутрижелудочного кислотообразования. Консервативная терапия включает назначение высоких доз ИПП, а также аналогов октреотида.

Заключение. Несмотря на то, что СЗЭ не относится к широко распространенным заболеваниям, знание о клиническом течении этой патологии важно для ее своевременного распознавания. Необходимо включение СЗЭ в круг дифференциальной диагностики у пациентов с часто рецидивирующими и резистентными к терапии стандартными дозами ИПП эрозивно-язвенными поражениями верхних отделов желудочно-кишечного тракта.

КЛИНИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ОБМЕН ОПЫТОМ

98-104 138
Аннотация

Цель обзора. Представить современные данные о генетической теории развития ахалазии кардии и привести собственное клиническое наблюдение пациентки с вертикальным типом наследования ахалазии.
Основные положения. Ахалазия кардии представляет собой идиопатическое заболевание, причиной развития которого выступают воспаление и дегенерация межмышечных сплетений, приводящие к потере постганглионарных тормозящих нейронов, необходимых для расслабления нижнего пищеводного сфинктера и перистальтических сокращений пищевода. Основными симптомами ахалазии служат: дисфагия, регургитация, боль в грудной клетке и похудание. На настоящий момент рассматриваются три основные этиологические гипотезы в развитии ахалазии кардии — генетическая, инфекционная и аутоиммунная. Одной из наиболее широко обсуждаемых выступает генетическая теория.
Заключение. Приведенный клинический случай иллюстрирует именно генетическую теорию развития ахалазии кардии у матери 81 года и дочери 58 лет. Генетический анализ, который широко проводится в последнее время у пациентов с ахалазией, позволил приблизиться к разгадке этиологии данного заболевания, однако требуются дополнительные исследования в этой области.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 License.


ISSN 1382-4376 (Print)
ISSN 2658-6673 (Online)