ОБЗОРЫ 
Цель обзора. Обзор посвящен анализу данных литературы по torque teno virus (вирус TT, TTV), открытому в конце XX столетия.
Основные положения: TTV часто обнаруживают у пациентов с различными вирусными гепатитами, гепатитами без явного вирусного агента, а также у здорового населения. Имеются отдельные данные о биохимических и гистологических изменениях в ткани печени и эпителии желчных протоков при моноинфицировании TTV, подтверждающие возможность прохождения вирусом репликативного цикла в гепатоцитах. Наряду с этим при проведении гибридизации в клетках, пораженных вирусом ТТ, не было отмечено существенных цитопатических (повреждающих клетки) эффектов, характерных для патогенных гепатотропных вирусов. По мере изучения TTV происходила эволюция взглядов на роль вируса для человека. Первые представления о гепатотропности вируса постепенно изменялись по мере получения новых данных о распространенности вируса и его коинфекции с другими вирусами, в том числе вирусами известных гепатитов. Данные о политропизме TTV опровергают возможность его отнесения исключительно к вирусам гепатита. Высокая распространенность вируса ТТ в человеческой популяции указывает на его персистенцию в организме в составе ви-рома и свидетельствует в пользу его непатогенности. Предлагается использовать уровень ДНК TTV в крови пациентов перед трансплантацией органов в качестве эндогенного маркера иммунного статуса организма. Выводы: Высокая распространенность вируса ТТ в человеческой популяции указывает на его персистенцию в организме в составе вирома. Редкое выявление повреждающего действия TTV на клетки печени и эпителиоциты желчных протоков может косвенно свидетельствовать о его условно-патогенных свойствах.
Булевиртид — новый противовирусный препарат, одобренный для лечения хронического гепатита D, оптимальный режим назначения которого требует уточнения.
Цель: сравнить эффективность монотерапии булевиртидом и комбинированного лечения булевиртидом и пегилированным интерфероном (ПЕГ-ИФН) на основании опубликованных результатов исследований. Основные положения: на основании анализа результатов исследований MYR201 и MYR203 можно сделать вывод о более частом исчезновении HBsAg и РНК HDV, а также более выраженном снижении виремии HDV при комбинированной терапии булевиртидом и ПЕГ-ИФН, чем при монотерапии булевиртидом.
Заключение. Комбинированная терапия ПЕГ-ИФН и булевиртидом имеет ряд преимуществ перед монотерапией булевиртидом у больных хроническим гепатитом D. Требуются дальнейшие исследования для уточнения оптимальной дозы булевиртида и необходимой продолжительности терапии.
ОРИГИНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 
Перенесенный гепатит В повышает риск развития цирроза при различных хронических болезнях печени.
Цель исследования. Оценить связь перенесенного гепатита В с тяжестью фиброза печени у пациентов с неалкогольной жировой болезнью печени (НАЖБП).
Материалы и методы. В одноцентровое одномоментное исследование включены 110 HBsAg- и antiHCV-негативных пациентов с подтвержденной НАЖБП. Медиана возраста = 60, IQR = 53-66 лет. Ожирение, сахарный диабет 2-го типа и дислипидемию имели 78 (70,9 %), 64 (58,2 %) и 77 (70 %) человек соответственно. Для подтверждения перенесенного гепатита В и выявления латентной инфекции вирусом гепатита B (ВГВ) сыворотку крови всех участников исследовали на наличие антител к HBcAg вируса — anti-HBc (IgG) и ДНК ВГВ. 35 больным (31,8 %) выполнена пункционная биопсия печени, остальным участникам — транзиентная эластография со стеатометрией и/или сывороточный тест FibroMax™ (FibroTest + SteatoTest + NashTest).
Результаты. У 85 человек фиброз печени соответствовал F0-F2 по METAVIR, 25 имели тяжелый фиброз (F4-23, F3-2). Больные с тяжелым фиброзом были достоверно старше, чем лица с F0-F2, у них чаще встречался сахарный диабет 2-го типа. Anti-HBc выявлены у 10 из 25 (40 %) больных с F3-F4 и у 7 из 85 (8,2 %) участников с F0-F2 (р < 0,001). Ни у кого из anti-HBc-позитивных лиц ДНК ВГВ в крови не обнаружена. Наличие anti-HBc оказалось наиболее значимым фактором, прямо ассоциированным с тяжелым фиброзом печени (ОШ 7,339; 95 % ДИ 2,189-24,604; p = 0,001).
Заключение. Anti-HBc-позитивные пациенты с НАЖБП имеют значительно более высокий риск тяжелого фиброза печени, чем больные без признаков перенесенного гепатита В.
Цель исследования: проанализировать итоги ведения больных с циррозом печени (ЦП) на основании опыта государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Краевая клиническая больница № 2» (ГБУЗ «ККБ № 2») Министерства здравоохранения Краснодарского края.
Материал и методы исследования. В ретроспективном исследовании оценивали итоги диспансерного наблюдения амбулаторной и стационарной службами ГБУЗ «ККБ № 2» 832 пациентов с ЦП и варикозно-расширенными венами пищевода (ВРВП) с 2009 по 2019 г.
Результаты исследования. Эндоскопическое лигирование варикозно-расширенных вен пищевода (ВРВП) выполнено 832 пациентам; количество выполненных процедур составило 1149, число этапов лигирования у одного пациента могло варьировать от 1 до 8. Трансъюгулярное внутрипеченочное портосистемное шунтирование (TIPS) внедрено в практику в 2014 г.; за 5 лет выполнена 51 операция TIPS, из них 20 больным одномоментно с эмболизацией вен желудка. Лигирование ВРВП до проведения TIPS выполнено у 34 (66,7 %) больных. В лист ожидания трансплантации печени включены 62 пациента. Среди 17 больных, которым была выполнена трансплантация печени, кровотечения из ВРВП в анамнезе отмечены у 6 пациентов. В период нахождения в листе ожидания эндоскопическое лигирование выполнено 5 больным, TIPS — 3 пациентам. Широкое внедрение телекоммуникационных технологий в систему здравоохранения Краснодарского края делает оказание высококвалифицированной специализированной помощи доступной населению края, в том числе и в отдаленных районах.
Заключение. Представлена модель оказания высокотехнологичной специализированной помощи пациентам с ЦП с участием хирурга, гастроэнтеролога, эндоскописта, специалиста лучевой диагностики, эндоваскулярного хирурга, врача-инфекциониста. На амбулаторном этапе координировать работу мультидисциплинарной команды врачей должен участковый терапевт, на стационарном этапе при развитии хирургических осложнений ЦП — хирург.
Система гормон роста/инсулиноподобный фактор роста 1 (ИФР-1) является важным звеном гуморальной регуляции функции печени, что может иметь значение при оценке состояния печени и прогнозировании выживаемости реципиентов после трансплантации печени (ТП). Цель работы: провести анализ связи уровней гормона роста и ИФР-1 в крови с показателями, отражающими функцию печени, и выживаемостью детей-реципиентов после ТП. Материалы и методы. Обследовано 143 ребенка в терминальной стадии печеночной недостаточности в возрасте от 3 до 73 (медиана — 8) месяцев, которым проводилась родственная ТП. Концентрацию гормона роста и ИФР-1 в плазме крови измеряли с помощью иммуноферментного анализа. Результаты. У детей в терминальной стадии заболевания печени концентрация гормона роста была достоверно выше, а содержание ИФР-1 — ниже, чем у здоровых детей того же возраста (р < 0,01). Уровень гормона роста не зависел от диагноза, тогда как содержание ИФР-1 было связано с этиологией заболевания (r = 0,30, р = 0,004): при атрезии желчевыводящих путей и других холестатических заболеваниях его концентрация в крови была ниже, чем при нехолестатических заболеваниях печени: 4,7 (0,0-23,4) и 42,3 (9,0-55,0) нг/мл соответственно, p = 0,03. Уровень гормона роста прямо коррелировал со степенью тяжести фиброза печени (r = 0,47, р = 0,02). При фиброзе 4-й степени тяжести (F4) его уровень был выше, чем при F1-F3: 4,7 (2,1-7,2) и 2,1 (1,2-3,3) нг/мл соответственно, p = 0,02. ТП сопровождалась нормализацией уровней гормонов. Через месяц после ТП содержание гормона роста, но не ИФР-1, коррелировало с 6-месячной выживаемостью реципиентов (r = 0,36, р = 0,01): его уровень у переживших 6 месяцев пациентов был достоверно ниже, чем у пациентов, не переживших этот срок: 1,3 (0,5-1,9) и 2,9 (1,6-12,4) нг/мл соответственно, p = 0,02. Заключение. Показано, что у детей в терминальной стадии заболевания печени уровни гормона роста и ИФР-1 в крови значительно отличаются от таковых у здоровых детей и зависят от тяжести фиброза и этиологии заболевания печени. Содержание гормона роста в крови после ТП ассоциировано с краткосрочной выживаемостью реципиентов.
НАЦИОНАЛЬНАЯ ШКОЛА ГАСТРОЭНТЕРОЛОГОВ, ГЕПАТОЛОГОВ 
Цель обзора. Представить причины нарушения проницаемости слизисто-эпителиального барьера и рассмотреть их как патогенетический фактор развития функциональных заболеваний желудочно-кишечного тракта (ЖКТ).
Основные положения. Слизисто-эпителиальный барьер ЖКТ включает в себя несколько компонентов: пре-эпителиальная защита — слой слизи, покрывающей эпителий; эпителиальная защита, к которой относится высокая регенерация эпителия и плотные межклеточные контакты; постэпителиальная защита — клетки иммунной системы и кровеносные сосуды. Состав кишечной микробиоты также может рассматриваться как часть слизисто-эпителиального барьера. У пациентов с функциональной диспепсией (ФД) и синдромом раздраженного кишечника (СРК) определяется ряд морфологических изменений. Так, у пациентов с ФД выявлено изменение экспрессии белков, образующих межэпителиальные контакты (клаудин-1, zonula occludens, окклюдин, Е-кадгерин, β-катенин и десмоглин-2), а у пациентов с СРК — повышенная экспрессия клауди-на-2. Нарушение проницаемости приводит к развитию воспалительных изменений в кишечной стенке, в результате которых формируются висцеральная и центральная сенситизация, а также нарушение моторики кишечника, что, в свою очередь, приводит к развитию симптомов СРК и ФД.
Заключение: нарушение барьерной функции слизисто-эпителиального слоя ЖКТ может рассматриваться как один из патогенетических факторов развития ФД и СРК.
КЛИНИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ 
Транспозиция внутренних органов — редко встречающаяся аномалия ориентации внутренних органов относительно оси срединной линии. Трансплантация печени при данной аномалии представляет серьезные трудности, обусловленные нестандартным анатомическим расположением органов у реципиента.
Цель представления клинического наблюдения: описание клинического наблюдения успешной трансплантации трупной печени у взрослого пациента с транспозицией внутренних органов и тромбозом воротной вены.
Основные положения. Пациентке 32 лет с situs inversus, циррозом печени в исходе хронического гепатита B+D и тромбозом воротной вены выполнена трансплантация трупной печени, при которой печеночный трансплантат расположен в брюшной полости путем его ротации на 90° по часовой стрелке относительно срединной линии. Сформирован термино-латеральный кава-кавальный анастомоз между подпеченочным сегментом нижней полой вены донора и основным стволом нижней полой вены реципиента, последовательно сформированы портальный и артериальный анастомозы, выполнена полная реперфузия донорской печени. Билиарная реконструкция осуществлена путем билио-билиарного анастомоза конец в конец. Время операции составило 5 часов 20 минут, объем интраоперационной кровопотери — 2000 мл, продолжительность холодовой ишемии — 4 часа. Больная выписана на 10-е послеоперационные сутки в удовлетворительном состоянии.
Заключение: situs inversus не является противопоказанием к трансплантации печени.
Цель: представить клиническое наблюдение эктопированной поджелудочной железы (ПЖ) в стенке двенадцатиперстной кишки (ДПК).
Основные положения. Аберрантная, или эктопированная, ПЖ — порок развития ПЖ, заключающийся в гетеротопии ее ткани в различные органы без связи с основной ПЖ. Бессимптомное течение эктопированной ПЖ часто обуславливает ее случайную диагностику на фоне развившихся осложнений или при обследовании пациента по поводу других заболеваний желудочно-кишечного тракта. Пациент 57 лет экстренно госпитализирован в хирургическое отделение с признаками желудочно-кишечного кровотечения. При обследовании, включавшем эзофагогастродуоденоскопию (ЭГДС), колоноскопию, компьютерную томографию брюшной полости без внутривенного контрастирования, источник кровотечения не был установлен.
Спустя 2 месяца при проведении магнитно-резонансной томографии (МРТ) с контрастированием выявлено дополнительное образование, расположенное с латеральной стороны от нисходящей части ДПК, которое по дольчатым наружным контурам и структуре соответствовало ткани нормальной ПЖ, а также признаки хронического панкреатита, единичной кисты в области тела ПЖ. Заподозрена эктопированная ПЖ в стенке ДПК, которая явилась вероятной причиной желудочного кровотечения.
Заключение. Кровотечение из ДПК как манифестация аномалии ПЖ, ранее существовавшей бессимптомно, служит особенностью данного клинического наблюдения. Продемонстрированы возможности МРТ для диагностики эктопированной ПЖ.
КЛИНИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 
Цель. Настоящие рекомендации Российской гастроэнтерологической ассоциации разработаны с целью ознакомления практикующих врачей с современными методами диагностики, тактикой лечения и особенностями рациональной фармакотерапии больных с гастроэзофагеальной рефлюксной болезнью (ГЭРБ).
Основные положения. Распространенность ГЭРБ в Российской Федерации варьирует от 11,3 до 23,6 %. Диагноз ГЭРБ устанавливается на основании анамнестических данных и результатов инструментального обследования. Эзофагогастродуоденоскопия (ЭГДС) позволяет обнаружить признаки рефлюкс-эзофагита разной степени выраженности, выявить цилиндроклеточную метаплазию эпителия пищевода. Пациентам с рефрактерным течением заболевания (при отсутствии убедительной клинической и эндоскопической ремиссии в течение 4-8 недель проведения терапии стандартной дозой ИПП) или при наличии стриктур, пищевода Баррета необходимо проведение ЭГДС с биопсией пищевода и гистологическим исследованием биоптатов. По показаниям пациентам должны быть выполнены внутрипищеводная суточная рН-метрия или рН-импедансометрия, манометрия высокого разрешения, позволяющие полно изучить функциональное состояние пищевода и пищеводно-желудочного перехода, прогнозировать варианты течения заболевания и результаты его лечения.
Лечение пациентов ГЭРБ должно быть индивидуализировано в соответствии с клиническими проявлениями заболевания, интенсивностью симптомов и направлено на устранение симптомов, заживление эрозий при эрозивном эзофагите, предупреждение осложнений, профилактику прогрессирования пищевода Баррета и развития дисплазии и аденокарциномы пищевода.
Наиболее эффективными препаратами для лечения ГЭРБ являются ИПП, которые применяются для проведения как основной (4-8 нед), так и поддерживающей терапии. В качестве монотерапии редко возникающей изжоги, которая не сопровождается развитием эзофагита, а также в схемах комплексной терапии ГЭРБ для быстрого устранения симптомов пациентам рекомендованы антациды. Прокинетические препараты могут быть применены в составе комплексной терапии ГЭРБ вместе с ИПП, так как они способствуют восстановлению нормального физиологического состояния пищевода, воздействуя на патогенетические механизмы ГЭРБ.
При осложненном течении заболевания (повторные кровотечения, пептические стриктуры пищевода) больным показано антирефлюксное хирургическое лечение с предварительным исследованием функциональных показателей пищевода с помощью рН-импедансометрии и манометрии высокого разрешения.
Заключение. Настоящие клинические рекомендации обобщают актуальную информацию о ГЭРБ с позиции доказательной медицины. Соблюдение рекомендаций позволит улучшить качество оказания медицинской помощи пациентам ГЭРБ, а также проводить своевременную профилактику осложнений.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 License.
ISSN 2658-6673 (Online)